$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Республика «райпотребсоюз»

20.02.2007

На продуктовом рынке Беларуси растет конкуренция. Лидеры его не жалеют средств на продвижение продукции, формируют узнаваемые и вызывающие доверие покупателей брэнды. Эти усилия, по рыночной логике, должны обеспечивать рост продаж. Но есть и другая логика, так сказать, местечкового протекционизма, который не имеет ничего общего ни с интересами производителей, ни с запросами потребителей. В силу ее по границам районов и областей раз за разом отстраиваются плотные заборы на пути продукции, изготовленной в других регионах республики.

Проблему внутриреспубликанских барьеров несколько лет назад поднял директор Климовичского ликероводочного завода. Водка из Климович под претенциозным названием «СССР», взявшая «золото» на престижной выставке Европы за дизайн штофика, плохо продавалась внутри республики. Причина — в отказе магазинов соседних областей дать ей место на прилавках. Так местные власти защищали от конкуренции «своих» производителей водки. Сегодня, как сообщил «ЭГ» и.о. директора Климовичского завода, с реализацией водки данного предприятия в стране проблем нет.

Тем не менее проблема барьеров осталась. С отказом магазинов торговать продукцией производителей из соседних областей столкнулись компании по производству воды, муки, молочных продуктов.

Мотивы таких решений (не скромных завмагов, надо полагать, а тех, кто ими на данной территории руководит) понятны. Успешная работа местных производителей такого же продукта обеспечивает стабильное пополнение местного же бюджета. И второе, что очень важно для территориальных руководителей, такая простая мера позволит «с чистой совестью» рапортовать правительству о выполнении и перевыполнении прогнозных показателей по росту объемов производства, реализации продукции.

При этом, естественно, поручения и приказы не рассылаются, подписи об уведомлении не требуются. Достаточно слов: «Увижу на витрине чужой товар — уволю!». Именно на устные запреты ссылаются директора магазинов, отказываясь принимать на реализацию продукцию конкурентов местных производителей.

Вот что рассказал корреспонденту «ЭГ» директор по маркетингу и продажам российско-белорусского СП «Фрост и К» ООО Юрий Раковец:

— С проблемой запрета на поставки продукции в другие области мы столкнулись 2-3 года назад. Но самая мощная волна «накатила» в августе 2006 г. Магазины Минского облпотребсоюза отказались продавать «Фрост» и другие брэнды, предлагая покупателям воду, произведенную заводом облпотребсоюза со Старых Дорог. При этом, по словам руководителей магазинов, отказывающихся брать наш товар, распоряжения о запрете от областного руководства шли устные.

После серии отказов я позвонил главе облпотребсоюза И.Прончаку. Он попросил «потерпеть до зимы». Мол, хотим распродать остатки товара своего производителя. И хотя зима на исходе, воз, как говорится, и ныне там: нашу воду магазины потребительской кооперации по-прежнему не берут… Обидно, что вместо того, чтобы инвестировать в производство и брэндирование своих товаров, система потребкооперации поддерживает «своего» производителя такими вот нерыночными методами.

…Однако, как оказалось, это была первая волна. Вторая пришла с отказом от «Фроста» магазинов Слуцка, Солигорска, затем Борисова, Жодино. Директора магазинов этих городов также ссылаются на устный запрет (на этот раз Минского облисполкома). А потребители звонят: где вода?

До сих пор «Фрост» занимал 22% рынка минеральной воды республики, но в результате «эпидемии» местечкового «патриотизма» магазинов Минской области продажи компании упали.

— У воды «Фрост» есть свои уникальные свойства, ктоторых нет у других марок. Мы вкладываем деньги в качество продукции, ее продвижение. И считаем, что многого добились. При этом не только на отечественном рынке: потихоньку выходим за пределы страны, — говорит Юрий Анатольевич. — Нашу воду уже покупают жители Смоленска. СП «Фрост и К» ООО намерено и далее наращивать продажи в Россию. Впереди — вполне реальные планы выхода в страны Евросоюза… Но как бороться за зарубежные рынки, если нам не дают работать дома, в Беларуси? Разве можно строить барьеры в такой маленькой, как Беларусь, стране, где от границы до границы 700 км? Разве можно лишать потребителя права выбора даже среди отечественных брэндов?

СП «Фрост и К» ООО — не единственное белорусское предприятие, столкнувшееся с дискриминацией по региональному признаку. Такая же несуразная ситуация и на рынке муки. Лидчане жалуются, что с полок магазинов Минской и Гомельской областей выталкивается их «Лидская мука». Вот что об этом рассказал заместитель директора по маркетингу ОАО «Лидахлебопродукт» Дмитрий Щур:

— Не первый год «Лидской муки» нет ни в одном райпо обеих областей. Если в данных районах наш продукт и представлен (незначительно), то только благодаря некоторым частным структурам. По словам директоров большинства торговых организаций, на планерках в обл — и райпотребсоюзах им не выдают никаких запретительных «циркуляров», но устно предупреждают: «Будете закупать «Лидскую» — положите заявления об уходе… ». Такая система предупреждений действует и в управлениях торговли некоторых районов Брестской области. Например, пинские власти, стремясь поддержать местный комбинат хлебопродуктов, уже давно не пускают на свой рынок «Лидскую муку». И ведь что закономерно: и здесь нет ни одного письменного запрета. Слова к делу, как известно, не подошьешь. Но именно письменных запретов, как доказательств, требуют от нас инстанции, в которые мы обращались с жалобами.

Что же делать в такой ситуации гонимым производителям?

Ломают головы руководители заводов, ищут «ключ» к дверям магазинов, выстроивших невидимые «заборы» на рыночном пространстве. Например, заместитель генерального директора ОАО «Лидахлебопродукт» мечтает о письме заместителя министра торговли, в котором последний бы предлагал предприятиям торговли брать на реализацию «Лидскую муку». Письмо замминистра сельского хозяйства и продовольствия у предприятия уже есть. Но «битые» директора магазинов не хотят на него даже смотреть: мол, это ваш замминистра. Вот вы нам подайте «бумагу» от министерства торговли. Тогда посмотрим…

У другого отечественного производителя, поставляющего на внутренний рынок цельномолочную продукцию, свой метод борьбы с чиновниками. Для возвращения в ранее доступные его товару города, вдруг оказавшиеся за местечковым забором, он сделал ставку на жалобы потребителей. По информации специалистов данного завода, покупатели шахтерского города Солигорска стали писать письма во все инстанции, что возымело действие — их любимая продукция вернулась в местные магазины. Такие вот «бои местного значения», которые тормозят развитие отечественного рынка.

Тамара МАРКИНА