Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
26.09.2014 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СПРОСА©

В августе экономика Беларуси росла в соответствии с запланированным графиком и мировыми тенденциями. Однако скромные цифры увеличения ВВП относительно низкой базы прошлого года ограничивают возможности социальной и инвестиционной политики государства. А потому власти ищут пути ускорения роста — в том числе с помощью искусственного разогрева внутреннего спроса.

В августе экономика Беларуси росла в соответствии с запланированным графиком и мировыми тенденциями. Однако скромные цифры увеличения ВВП относительно низкой базы прошлого года ограничивают возможности социальной и инвестиционной политики государства. А потому власти ищут пути ускорения роста — в том числе с помощью искусственного разогрева внутреннего спроса.

По итогам 8 месяцев текущего года валовой внутренний продукт вырос по сравнению с январем–августом 2013 г. на 1,5% и достиг 482,1 трлн. Br. При этом относительный рост, наконец, продемонстрировали почти все составляющие: промышленность — на 0,3%, сельское хозяйство — на 4% (а в сельхозорганизациях — даже на 5,3%), оптовый товарооборот — на 10,2%, розничный — на 9,7%, товарооборот общественного питания — на 5,5%, грузооборот — на 1,1%. Отметим, что в августе объем промышленного производства увеличился к предыдущему месяцу всего на 0,2%, а к августу 2013 г. — он и вовсе на 4,8% меньше. Но поскольку на III квартал прошлого года пришелся пик спада, сейчас сравнивать с ним нынешние итоги — одно удовольствие. Из общего ряда выбивается только инфляция, упорно не желающая укладываться в запланированные рамки.

ВПРОЧЕМ, результаты работы промышленности тоже особой радости не вызывают. Прорыв по итогам 8 месяцев т.г. заметен только в горнодобывающей ее отрасли — на 38,9% к январю–августу 2013 г. (в т.ч. в августе к августу — в 2,2 раза). Восстановление объемов и цен на мировом калийном рынке позволило также увеличить химическое производство на 19%. Но если в натуральном измерении производство калийных удобрений возросло на 34,8%, то волокон химических — снизилось на 11%, капролактама — на 4,2%, полимеров этилена — на 5,3%, шин для автобусов или грузовых автомобилей — на 32,2%. Остается надеяться, что антидемпинговое расследование, начатое ЕЭК против китайских шин, поможет белорусским производителям вернуть утраченные позиции.

В обрабатывающей промышленности и ее отдельных остальных сферах спад по итогам 8 месяцев в основном приостановлен. В целом объем производства здесь в январе–августе т.г. по сравнению с январем–августом 2013 г. сократился на 1% в стоимостном выражении, но в августе к июлю т.г. зафиксирован рост на 1%, а к августу 2013 г. — на 3,4%, в т.ч. в пищевой промышленности спад за 8 месяцев на 2,3% сочетается с ростом в августе к июлю на 6,9%, текстильном и швейном производстве — минус 2,4% и +9,7%, производстве кожи, изделий из нее и обуви — минус 7,5% и +7,2%, деревообработке — +6,9% и 7,6%, металлургии — +0,6% и 4,9%, производстве машин и оборудования — минус 20,4% и +2,4%, производстве транспортных средств и оборудования — минус 19,7% и +2,1%.

При этом в натуральном измерении выпуск грузовых автомобилей в январе–августе т.г. по сравнению с январем–августом 2013 г. упал на 33,2%, автобусов — на 21,5%, карьерных самосвалов — на 50,3%, тракторов — на 14,6%, комбайнов — на 17,5%, холодильников — на 22,3%, телевизоров — на 59,1%, стиральных машин — на 57,1%, стекла — на 7,4%, двигателей внутреннего сгорания — на 19,7%, станков для обработки металлов — на 37,6%, дерева — на 55,6%, корсетных изделий — на 18,2%, обуви — на 18,2%, лесоматериалов — на 7,1%. Одновременно выпуск ковров и ковровых изделий вырос на 23,4%, чулочно-носочных изделий — на 3%, цемента — на 11,6%, мебели — на 7%. Новые перспективы российского рынка стимулировали увеличение в августе к июлю производства сыров в количественном выражении на 9,8%, что, впрочем, не дает оснований верить в 70-процентный рост их экспорта: производство молока в республике за месяц снизилось на 3,8%.

Отметим, что запасы готовой продукции в промышленности за август снизились почти на 900 млн. Br, до 33,5 трлн. Br, что эквивалентно 77,8% среднемесячного объема производства. Для сравнения: год назад эти показатели составляли 29,7 трлн. и 74,5%.

Ситуация в промышленности требует серьезных изменений и капвложений. Однако сделать это будет непросто: в январе– августе т.г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах были на 9,7% меньше, чем в январе–августе 2013 г., причем из их общей суммы (129,1 трлн. Br) на приобретение машин, оборудования, транспортных средств направлено лишь 32,9%, т.е. 42,5 трлн., что на 15,6% меньше, чем годом ранее.

В результате таких усилий валовая добавленная стоимость за январь–август т.г. возросла по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 2,1%, а ее доля в ВВП увеличилась с 86,6% до 87,5%. При этом удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в ВВП уменьшился с 5,8% до 5,4%, горнодобывающей промышленности — с 1% до 0,9%, обрабатывающей — с 25,5% до 24%, транспорта и связи — с 8,4% до 8%, чистых налогов на продукты — с 13,4% до 12,5%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды — вырос с 2,9% до 3,1%, строительства — с 8,9% до 9,7%. Неизменной в ВВП осталась лишь доля торговли — 12,6%.

ТАКАЯ стабильность почему-то не устраивает Минторг, который недавно предложил возобновить льготное потребительское кредитование отечественных товаров. Как пояснил первый заместитель министра торговли Артур Карпович, во второй половине года прогнозируется снижение темпов роста розничного товарооборота, что обусловлено в первую очередь высокими показателями, достигнутыми ранее, а также замедлением доходов населения. Поэтому Минторг обратился к правительству с предложением возобновить в 2015 г. льготное потребительское кредитование отечественных товаров, реанимировав нормы Указа от 6.07.2009 № 371. Напомним, этим документом изначально предусматривалось предоставление гражданам льготных кредитов в белорусских рублях сроком до 3 лет под 10% годовых на приобретение отечественных товаров по перечню, определенному Совмином. Компенсация банкам потерь по таким кредитам осуществлялась за счет средств республиканского бюджета в размере разницы между 1,5-кратной ставкой рефинансирования Нацбанка, установленной на дату расчета компенсации, и процентной ставкой, определенной Указом. Масштаб такого кредитования был относительно небольшим, но оно внесло свою лепту в создание финансового кризиса 2011 г. и последовавшей за ним гиперинфляции. Уроки прошлых лет заставили власти составлять более реалистичные прогнозы социально-экономического развития и не слишком уповать на искусственный разогрев внутреннего спроса с помощью эмиссионных инструментов.

Так, правительство прогнозировало в текущем году рост оборота розничной торговли на 3,5% при росте реальных располагаемых денежных доходов населения на 3%. Однако инфляция уже оказалась заметно выше прогноза, что не помешало официальной статистике зафиксировать рост реальных располагаемых денежных доходов по итогам 7 месяцев т.г. по сравнению с январем–июлем 2013 г. на 3,6%. Таким образом, если доходы населения растут чуть быстрее, чем планировалось, то потребление — почти втрое быстрее.

НАДО отметить, что если в январе–августе т.г. населению продано продовольственных товаров на 98,2 трлн. Br, что на 5,3% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, то непродовольственных товаров — на 99,5 трлн. (на 14% больше). Это вполне логично: люди стремятся купить сегодня то, что может подорожать завтра, не задумываясь о лозунге «жить по средствам». Правда, в расчете на душу населения розничный товарооборот с начала года составил 20,9 млн. Br против 17,6 млн. в январе–августе 2013 г., т.е. данный показатель в сопоставимых ценах практически не изменился. Ресурсов для наращивания внутреннего спроса в республике немного. Попытки увязать темпы роста заработков с производительностью труда ограничивают их еще больше (см. график), но это необходимое, хоть и горькое лекарство для избавления от годами накапливавшихся в экономике дисбалансов. Все, чего не хватает в этой ситуации, — предложить дополнительный стимул в виде льготного кредитования теперь уже не только отдельных предприятий и отраслей, но и потребления. Вероятно, некоторые чиновники полагают, что на плечах налогоплательщиков достаточно места для финансирования нового витка инфляции — ради чьих-то ведомственных интересов.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений