$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

Рекомендации на вырост

21.09.2007

Министерство финансов совместно с Министерством экономики, Государственным комитетом по имуществу и иными заинтересованными ведомствами разработало Свод правил корпоративного поведения.

Этот документ, как сказано в преамбуле, подготовлен в целях совершенствования управления акционерными обществами, защиты прав и законных интересов акционеров, а также обеспечения раскрытия информации инвесторам. При его создании учтены нормы белорусского законодательства, а также признанные в международной практике принципы корпоративного управления, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития, в соответствии с которыми в последние годы в ряде государств были приняты аналогичные документы.

ДУМАЕТСЯ, руководители АО и акционеры найдут в документе немало полезного. Если в Законе «О хозяйственных обществах» изложены нормативные требования к созданию, управлению и деятельности обществ, то Свод правил разъясняет, как применять эти нормы на практике. Например, как готовиться к проведению общего собрания, решать вопросы мотивации труда, как организовать систему внутреннего контроля и учесть интересы трудового коллектива, руководителей и собственников АО.

Отдельная глава посвящена раскрытию информации об обществе. Так, следует предоставлять акционерам и потенциальным инвесторам более подробные, по сравнению с предусмотренными законодательством, сведения. Их нужно знакомить не только с основными результатами деятельности общества, но и с такими показателями, как размер чистой прибыли по основному виду деятельности и прибыль на акцию, отношение заемного капитала к собственному, с оценкой изменений в составе и структуре активов за последние три года, оценкой текущей и перспективной ликвидности активов, с анализом рентабельности АО… С этой целью, помимо традиционных способов раскрытия информации, следует использовать Интернет. Заметим, что большинство российских компаний (не говоря уже о дальнем зарубежье) давно представляют на своих сайтах не только бухгалтерскую отчетность, но и списки аффилированных лиц, сведения о премировании топ-менеджеров, социальных и инвестиционных программах и т. д.

Отметим, что Свод правил носит рекомендательный характер. Как подчеркивают разработчики, акционерное общество вправе включать в устав либо в локальные нормативные акты те положения, которые оно сочтет для себя приемлемыми, исходя из своих особенностей.

ЭКОНОМИКЕ, не располагающей собственными сырьевыми ресурсами, без иностранных инвестиций не обойтись. И появление подобных рекомендаций вполне логично для страны, правительство которой стремится привлечь зарубежный капитал и отечественные ресурсы. Подготовленный белорусскими министерствами документ, по крайней мере, поможет наладить диалог между руководителями предприятий и инвесторами. И что немаловажно — дает шанс улучшить управление предприятиями и транспарентность их отчетности.

Впрочем, это будет иметь значение лишь для тех предприятий, которые работают с частными инвесторами, в т.ч. зарубежными. Ведь государство, владеющее контрольными пакетами акций большинства открытых АО, и без того получает подробную информацию и регламентирует каждый шаг в работе этих предприятий. Если структура собственности изменится — потребность в общепринятых стандартах корпоративного управления станет куда более актуальной.

А потому после знакомства с содержанием Свода правил невольно возникает сравнение с одежкой, сшитой на вырост.

Да, включенные в него советы (по крайней мере, многие из них) актуальны и своевременны, при этом преследуется важная цель. Разработчики считают, что выполнение их рекомендаций позволит акционерным обществам «повысить свою привлекательность для существующих и потенциальных инвесторов» и будет содействовать «увеличению притока инвестиций во все отрасли белорусской экономики».

ОДНАКО решение столь глобальных задач зависит не только от корпоративного управления, но и от ряда других факторов. Ведь бизнесмены — люди осторожные, и пойдут в страну со своими деньгами лишь в том случае, если будут уверены, что смогут получить прибыль.

Причина того, что по объему иностранных инвестиций на душу населения мы сегодня в несколько раз отстаем от стран Восточной Европы, по мнению специалистов, кроется в первую очередь в неблагоприятных условиях для ведения бизнеса. В ходе опросов, проведенных среди руководителей отечественных и зарубежных предприятий, выяснилось, что многих инвесторов отпугивают нестабильность, противоречивость и сложность налогового законодательства, высокий уровень фискальной нагрузки, многочисленные и зачастую ничем не оправданные (кроме желания пополнить бюджет) проверки контролирующих органов, неадекватность наказаний за экономические правонарушения.

Иностранному инвестору также непонятно, почему его бизнес-план не может быть выполнен без одобрения госчиновниками и почему он должен продавать свою продукцию не по рыночным, а по «спущенным сверху» ценам. Напомню, что в прошлом году из Инвестиционного кодекса исключена статья, которая предоставляла зарубежным инвесторам право самостоятельно устанавливать цены на продукцию и услуги собственного производства и порядок ее реализации, а также по своему усмотрению выбирать поставщиков товаров. А о необходимости упрощения административных процедур сегодня говорят даже сами власти.

Думаю, чиновники и сами хорошо понимают, что без устранения всех этих недостатков инвесторы не станут в массовом порядке открывать у нас предприятия и создавать рабочие места и что правительству надо работать над совершенствованием налогового, инвестиционного и таможенного законодательства.

Анна РАДЮК
 
КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — широкий термин, охватывающий систему отношений между органами управления и должностными лицами хозяйственного общества, владельцами ценных бумаг, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление обществом как юридическим лицом.