Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Зарубежный опыт
25.06.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рекомендации белорусским экспортерам

По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО) среднее количество ежегодно возбуждаемых антидемпинговых расследований в мире возросло с 126 случаев в 1987--1990 годах до 307 в 1997--2001 годах...

По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО) среднее количество ежегодно возбуждаемых антидемпинговых расследований в мире возросло с 126 случаев в 1987--1990 годах до 307 в 1997--2001 годах. Беспрецедентные протекционистские меры, введенные США и ЕС в отношении импорта изделий из стали в текущем году, еще более усугубили ситуацию. Поэтому неслучайно эти проблемы стали предметом обсуждения на завершившемся недавно в Будапеште региональном семинаре для представителей стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по вопросам применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во внешней торговле.

Организаторы семинара -- ВТО, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Венгерское агентство по привлечению инвестиций и развитию торговли -- пригласили принять участие в столь представительном форуме делегации из 12 стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и представителей МИДа Республики Беларусь и посольства в Венгрии, Белорусского союза предпринимателей и нанимателей. Белорусская сторона провела двусторонние переговоры с представителями Венгрии, Латвии, Казахстана и других государств.

В центре дискуссий семинара были вопросы, касающиеся практики применения мер по защите рынка Европейским Союзом, США и Канадой, изменения законодательства в этой области в условиях либерализации международной торговли, влияния защитных мер развитых стран на экономику и торговые возможности стран региона ЦВЕ. Члены белорусской делегации выступили с докладом, представив коллегам из других стран обширную информацию об особенностях законодательства нашей страны, регулирующего вопросы применения мер по защите отечественного рынка, рассказали о проблемах в торговых отношениях с Евросоюзом и рядом западных стран. При этом особую озабоченность нашей делегации вызвали "добровольные ограничения экспорта", которые все еще распространяются на ряд товарных позиций белорусского экспорта.

Так, например, применяемые еще с 1993 года количественные ограничения на экспорт белорусской текстильной продукции в страны Европейского Союза, предусмотренные Соглашением о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и ЕС, стали одним из сдерживающих факторов сотрудничества с компаниями Евросоюза и не соответствуют в полной мере возможностям двусторонней торговли текстилем.

А ведь вряд ли можно сказать, что экспорт белорусских текстильных изделий в страны ЕС представляет угрозу для национальных производителей Евросоюза: он составляет всего 0,19% от всего текстильного рынка в ЕС.

Одной из главных проблем в области предотвращения и смягчения антидемпинговых санкций в отношении белорусского экспорта представляется то, что ряд стран рассматривают нашу республику как страну с нерыночной экономикой, и это крайне затрудняет защиту белорусских производителей в ходе антидемпинговых расследований. При этом определение в таких случаях демпинговой разницы происходит не на основе сравнения экспортной цены товара с его ценой на белорусском рынке, а исходя из данных цены аналогичного товара на рынке третьей страны. Таким образом, практически всегда устанавливается наличие демпинговой разницы, что в свою очередь приводит к введению соответствующих мер.

Так каковы же рекомендации будапештского семинара для белорусских экспортеров?

С целью введения экономически целесообразных антидемпинговых мер активным пользователям этих инструментов защиты рынка необходимо неукоснительно соблюдать следующие положения:

-- антидемпинговые пошлины должны применяться только в том случае, если экспортеры осуществляют демпинг и несут очевидную ответственность за ущерб в импортирующих странах;

-- антидемпинговые и компенсационные пошлины не должны быть выше уровня, необходимого для устранения причиняемого ущерба (угрозы ущерба).

Повышение т.н. уровня пренебрегаемости, использование при расчете этих пороговых уровней не доли в совокупном импорте, а рыночной доли, позволит отчасти уменьшить число мер, принимаемых против мелких поставщиков, прежде всего развивающихся стран.

Воздействие антидемпинговых мер на мировую торговлю можно было бы также уменьшить благодаря уважению правила о меньшей пошлине, т.е. практике введения антидемпинговых пошлин, не превышающих размер, который необходим для предотвращения ущерба. Антидемпинговая мера должна являться по своему характеру корректирующей, а не карательной. В этой связи необходимо придать правилу о меньшей пошлине нормативный характер через положения, имеющие обязательную силу, отмечали участники семинара. Возможно, одним из средств замены антидемпинга в перспективе могут послужить и сбалансированные правила по конкуренции на внутреннем рынке.

                     *    *    *

Всемирная антидемпинговая активность в 1995--2001 гг.
============================================================
Год       Количество начатых антидемпинговых
          расследований в мире

----------------------------------------------------------------
1995      156
1996      221
1997      242
1998      232
1999      339
2000      251
2001      348
============================================================
 
Страны, которые наиболее часто начинали антидемпинговые расследования в 2000--2001 гг.
==========================================================================
                 2000                          2001               
          -----------------------------------------------------------------
          Страна, регион Количество        Страна, регион    Количество
                         расследований                       расследований

-----------------------------------------------------------------------------
1         США            46              1         США       79
2         Аргентина      36              2         Индия     75
3         Индия          35              3         Аргентина 28
4         ЕС             31              4         ЕС        27
5         Канада         21              5         Канада    25
6         ЮАР            20              6         Австралия 23
7         Австралия      15              7         Бразилия  17
8         Бразилия       11              8         Турция    13
9         Новая Зеландия  8              9         Китай     12
============================================================
(По материалам Секретариата Всемирной торговой организации)
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by