Зарубежный опыт
25.06.2002 9 мин на чтение
мин
Рекомендации белорусским экспортерам
По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО) среднее количество ежегодно возбуждаемых антидемпинговых расследований в мире возросло с 126 случаев в 1987--1990 годах до 307 в 1997--2001 годах...
По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО) среднее количество ежегодно возбуждаемых антидемпинговых расследований в мире возросло с 126 случаев в 1987--1990 годах до 307 в 1997--2001 годах. Беспрецедентные протекционистские меры, введенные США и ЕС в отношении импорта изделий из стали в текущем году, еще более усугубили ситуацию. Поэтому неслучайно эти проблемы стали предметом обсуждения на завершившемся недавно в Будапеште региональном семинаре для представителей стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по вопросам применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во внешней торговле.
Организаторы семинара -- ВТО, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Венгерское агентство по привлечению инвестиций и развитию торговли -- пригласили принять участие в столь представительном форуме делегации из 12 стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и представителей МИДа Республики Беларусь и посольства в Венгрии, Белорусского союза предпринимателей и нанимателей. Белорусская сторона провела двусторонние переговоры с представителями Венгрии, Латвии, Казахстана и других государств.
В центре дискуссий семинара были вопросы, касающиеся практики применения мер по защите рынка Европейским Союзом, США и Канадой, изменения законодательства в этой области в условиях либерализации международной торговли, влияния защитных мер развитых стран на экономику и торговые возможности стран региона ЦВЕ. Члены белорусской делегации выступили с докладом, представив коллегам из других стран обширную информацию об особенностях законодательства нашей страны, регулирующего вопросы применения мер по защите отечественного рынка, рассказали о проблемах в торговых отношениях с Евросоюзом и рядом западных стран. При этом особую озабоченность нашей делегации вызвали "добровольные ограничения экспорта", которые все еще распространяются на ряд товарных позиций белорусского экспорта.
Так, например, применяемые еще с 1993 года количественные ограничения на экспорт белорусской текстильной продукции в страны Европейского Союза, предусмотренные Соглашением о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и ЕС, стали одним из сдерживающих факторов сотрудничества с компаниями Евросоюза и не соответствуют в полной мере возможностям двусторонней торговли текстилем.
А ведь вряд ли можно сказать, что экспорт белорусских текстильных изделий в страны ЕС представляет угрозу для национальных производителей Евросоюза: он составляет всего 0,19% от всего текстильного рынка в ЕС.
Одной из главных проблем в области предотвращения и смягчения антидемпинговых санкций в отношении белорусского экспорта представляется то, что ряд стран рассматривают нашу республику как страну с нерыночной экономикой, и это крайне затрудняет защиту белорусских производителей в ходе антидемпинговых расследований. При этом определение в таких случаях демпинговой разницы происходит не на основе сравнения экспортной цены товара с его ценой на белорусском рынке, а исходя из данных цены аналогичного товара на рынке третьей страны. Таким образом, практически всегда устанавливается наличие демпинговой разницы, что в свою очередь приводит к введению соответствующих мер.
Так каковы же рекомендации будапештского семинара для белорусских экспортеров?
С целью введения экономически целесообразных антидемпинговых мер активным пользователям этих инструментов защиты рынка необходимо неукоснительно соблюдать следующие положения:
-- антидемпинговые пошлины должны применяться только в том случае, если экспортеры осуществляют демпинг и несут очевидную ответственность за ущерб в импортирующих странах;
-- антидемпинговые и компенсационные пошлины не должны быть выше уровня, необходимого для устранения причиняемого ущерба (угрозы ущерба).
Повышение т.н. уровня пренебрегаемости, использование при расчете этих пороговых уровней не доли в совокупном импорте, а рыночной доли, позволит отчасти уменьшить число мер, принимаемых против мелких поставщиков, прежде всего развивающихся стран.
Воздействие антидемпинговых мер на мировую торговлю можно было бы также уменьшить благодаря уважению правила о меньшей пошлине, т.е. практике введения антидемпинговых пошлин, не превышающих размер, который необходим для предотвращения ущерба. Антидемпинговая мера должна являться по своему характеру корректирующей, а не карательной. В этой связи необходимо придать правилу о меньшей пошлине нормативный характер через положения, имеющие обязательную силу, отмечали участники семинара. Возможно, одним из средств замены антидемпинга в перспективе могут послужить и сбалансированные правила по конкуренции на внутреннем рынке.
* * *
Всемирная антидемпинговая активность в 1995--2001 гг.
============================================================
Год Количество начатых антидемпинговых
расследований в мире
----------------------------------------------------------------
1995 156
Год Количество начатых антидемпинговых
расследований в мире
----------------------------------------------------------------
1995 156
1996 221
1997 242
1998 232
1999 339
2000 251
2001 348
============================================================
Страны, которые наиболее часто начинали антидемпинговые расследования в 2000--2001 гг.
==========================================================================
2000 2001
-----------------------------------------------------------------
Страна, регион Количество Страна, регион Количество
расследований расследований
-----------------------------------------------------------------------------
1 США 46 1 США 79
2000 2001
-----------------------------------------------------------------
Страна, регион Количество Страна, регион Количество
расследований расследований
-----------------------------------------------------------------------------
1 США 46 1 США 79
2 Аргентина 36 2 Индия 75
3 Индия 35 3 Аргентина 28
4 ЕС 31 4 ЕС 27
5 Канада 21 5 Канада 25
6 ЮАР 20 6 Австралия 23
7 Австралия 15 7 Бразилия 17
8 Бразилия 11 8 Турция 13
9 Новая Зеландия 8 9 Китай 12
============================================================
(По материалам Секретариата Всемирной торговой организации)