$

2.1336 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Реклама затягивает пояс©

23.03.2012

В очередном ежеквартальном отчете международное агентство ZenithOptimedia обнародовало состояние рекламного рынка Республики Беларусь по итогам 2011 г. и прогнозы его развития до 2014 г. включительно.

Согласно последним данным агентства, объем рекламного рынка нашей страны в 2011 г. составил 66,7 млн. USD, что на 31,7% меньше, чем в предыдущем году, и почти на 42% — чем в 2008-м. Таким образом, объем рынка сократился до уровня 2006 г. (62,2 млн.). При этом наибольшее падение отмечено в прессе (–36%), на телевидении (–34%) и радио (–30%). Меньше других пострадали наружная реклама (–27%) и Интернет (–16%).

Телевидение в Беларуси по-прежнему останется доминирующим медиа. Его доля во всех рекламных затратах в 2011 г. составила 58,5%. В ближайшие годы, по оценке ZenithOptimedia, этот сегмент сохранит свое лидерство, однако его доля будет постепенно уменьшаться. Единственным медиа, доля которого будет расти, является Интернет. Пока же в 2011 г. его доля составила 9,1% общего объема рынка рекламы, тогда как на печатные СМИ приходится 13,5%, наружную рекламу — 13,2%, радио — 5,7%

По мнению ZenithOptimedia, сегмент интернет-рекламы является наиболее перспективным. Лидирующую позицию по затратам здесь занимает баннерная реклама (55% от всех затрат), на втором месте спецпроекты и PR, а затем контекстная реклама. При этом последняя в 2011 г. оставалась единственным растущим сегментом, тогда как затраты на медийную рекламу и спецпроекты снизились на 22%.

В отчете отмечается, что белорусский рекламный рынок по-прежнему остается недооцененным. Рекламные расходы в пересчете на душу населения остаются самыми низкими по сравнению с соседними странами. Так, если в Беларуси они снизились по сравнению с 2010 г. с 10 до 7 USD, то в России выросли с 48 до 59 USD, Украине — с 15 до 18, Молдове — с 8 до 9, в Литве остались на уровне 40 USD, а в Латвии снизились с 69 до 38 USD. Основными причинами такой ситуации, по мнению аналитиков ZenithOptimedia, являются низкий уровень развития инфраструктуры потребительского рынка и медийной инфраструктуры, отсутствие существенных инвестиций и крупных игроков из-за высоких рисков и неопределенности перспектив развития рынка, а также низкий уровень конкуренции на рынке (товарные категории мало загружены рекламой).

Впрочем, главная причина — валютно-финансовый кризис, заставивший большинство белорусских компаний существенно сократить издержки, в т.ч. на рекламу. Правда, игроки рынка надеются, что объявленная стабилизация экономики повлечет восстановление рекламных бюджетов. Однако пока у рекламодателей другие заботы. Например, по данным опроса Нацбанка, в январе 2012 г. лишь 23,7% респондентов отметили рост спроса на свою продукцию, товары и услуги, тогда как 28,5% ощущают его снижение, 47,9% не видят никаких перемен, а более половины впридачу жалуются на нехватку оборотных средств. В таких условиях перспективы роста рекламного рынка остаются весьма туманными.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях