$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Реклама с учетом деноминации

15.07.2016

В связи с поступающими обращениями граждан о рекламе, вводящей в заблуждение в отношении цены (тарифов) товаров, работ, услуг, а также в целях обеспечения надлежащей реализации норм Указа от 4.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» при размещении (распространении) рекламы и предупреждения фактов ненадлежащей рекламы Министерство торговли доводит до сведения участников рекламного рынка информацию о требованиях законодательства к указанию в рекламе информации о ценах (тарифах) товаров, работ, услуг.

Согласно подп. 2.4 п. 2 Указа № 450 с 1 июля по 31 декабря 2016 г. изготовители, продавцы, поставщики, исполнители и их представители при предоставлении потребителям информации о предлагаемых товарах (работах, услугах) обязаны указывать цены (тарифы) в денежных знаках образца 2000 г. и денежных знаках образца 2009 г.

В соответствии со ст. 2 Закона «О рекламе» (далее – Закон) рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Согласно ст. 2 Закона реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Из приведенных норм следует, что при рекламировании товаров (работ, услуг) изготовители, продавцы, поставщики, исполнители и их представители фактически являются рекламодателями, и, следовательно, в случаях, когда рекламодатели указывают в рекламе информацию о цене (тарифах) товара (работы, услуги), в силу подп. 2.4 п. 2 Указа № 450 в настоящее время и по 31 декабря 2016 г. они обязаны указывать цены (тарифы) в денежных знаках образца 2000 г. и денежных знаках образца 2009 г.

Справочно.

В общем случае законодательство о рекламе не содержит требования об обязательном указании в рекламе информации о ценах (тарифах) товаров (работ, услуг) – рекламодатель самостоятельно решает, размещать или не размещать в рекламе такую информацию. Если же в рекламе содержится информация о ценах (тарифах), следовательно, такие цены (тарифы) должны быть указаны в денежных знаках образца 2000 г. и денежных знаках образца 2009 г.

В случаях, когда реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется по описаниям товаров (работ, услуг), содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в т.ч. в глобальной компьютерной сети Интернет, продавец (исполнитель) в силу подп. 2.5 п. 2, подп. 4.1 п. 4 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» должен предоставить потребителю информацию о цене. В этом случае также цены (тарифы) должны быть указаны в денежных знаках образца 2000 г. и денежных знаках образца 2009 г.

Законодательство о рекламе не содержит требований к размеру шрифта информации о ценах (тарифах) товаров, работ, услуг и о продолжительности и месте (в конце или в начале рекламного ролика) нахождения этой информации, например, в телевизионной или мультимедийной рекламе. Данную информацию следует размещать в рекламе таким образом, чтобы она могла быть воспринята потребителями рекламы и однозначно понята. При этом следует исходить из требований абз. 9 п. 3 ст. 26 Закона, согласно которому неэтичной является реклама, вводящая потребителей в заблуждение.

Также в законодательстве о рекламе отсутствуют требования к формулировкам информации о ценах (тарифах) товаров, работ, услуг. Рекламодатель может самостоятельно определять, как формулировать эту информацию: с использованием пояснений (например, «цена до деноминации» и «цена после деноминации», «до 1 июля 2016 г.» и «с 1 июля 2016 г.» и т.п.) или без них (т.к. числовое выражение цен (тарифов) уже само по себе дает представление о том, в денежных знаках какого образца они выполнены). В данном вопросе при формировании рекламных сюжетов также следует руководствоваться требованием абз. 9 п. 3 ст. 26 Закона – реклама не должна вводить потребителей в заблуждение.

Вместе с тем использование в рекламе в таких случаях пояснений «в старых ценах» и «в новых ценах» представляется некорректным (т.к. цена (тариф) в денежных знаках образца 2000 г. и денежных знаках образца 2009 г. – это одна и та же цена (а не «новая» и «старая»), выраженная в денежных знаках образцов разных лет), поскольку может вводить потребителей в заблуждение.