$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Реклама на М-2

19.01.2010

Замысел преобразовать отечественный рынок рекламы из «стихийно сложившегося и разрозненного» в «высокоэффективный и системный» и увеличить поступления от распространения рекламы в местные бюджеты положен в основу Концепции развития рекламного рынка на период до 2014 г., утвержденной постановлением правительства от 4.01.2010 № 2.

В Концепции содержится любопытный анализ рекламного рынка Беларуси. Так, на 1.01.2008 г. в стране действовало 440 рекламных организаций. Объем оказанных ими услуг в 2008 г. возрос на 25% к уровню 2007 г. и достиг 217 млрд. Br. При этом доля таких услуг в пересчете на одного жителя составила 13,3 USD, тогда как в России было 44,7 USD, Украине — 24,8 USD, Казахстане — 17,9 USD.

При этом в I полугодии 2009 г. на долю рекламы на телевидении приходилось 32% всех рекламных услуг; наружной рекламы — 20%; на рекламу в прессе — 16%; иную — 32%. В стране насчитывается более 33 тыс. размещенных средств наружной рекламы, из них более 5 тыс. принадлежат 88 операторам. Наружная реклама является одним из стабильных источников средств для местных бюджетов, получивших в 2008 г. 10 млрд. Br платы за предоставление права на использование городской среды (населенного пункта, иных территорий) в рекламных целях и содействие в размещении наружной рекламы на объектах коммунальной собственности. По мнению разработчиков Концепции, эта сумма может существенно возрасти, если увеличить объемы рекламы отечественных производителей, исключив ее размещение (распространение) в иностранных СМИ, распространяемых на территории страны.

Концепция декларирует цель — обеспечить конструктивное взаимодействие государственных органов по управлению наружной рекламой и рекламораспространителей по производству и размещению (распространению) рекламы, в т.ч. социальной; сформировать систему финансирования социальной рекламы.

Среди основных направлений развития рекламного рынка особая ставка сделана на увеличение средств наружной рекламы. Их, по подсчетам авторов Концепции, сегодня в стране более 400, в т.ч. на Минской кольцевой автомобильной дороге — 128, автомобильной дороге М-2 Минск — Национальный аэропорт Минск — 136. Для развития рекламного рынка, снятия бюрократических барьеров при получении рекламораспространителями разрешений на размещение средств наружной рекламы на территориях областей они определили еще 207 перспективных мест размещения средств наружной рекламы вдоль республиканских автомобильных дорог.

В частности, чтобы улучшить рекламное оформление автодороги М-2, предлагается увеличить количество средств наружной рекламы, создать условия для их модернизации, коммунальному предприятию «Минскреклама» рекомендовано рассмотреть возможности сотрудничества с иными операторами или рекламными агентствами при подборе рекламодателей, производстве и размещении (распространении) средств наружной рекламы.

Приложение к Концепции содержит информацию о примерных объемах размещения (распространения) рекламы на автодороге М-2, создании системы скидок в зависимости от тематики рекламы, участка дороги и т.д.

Предполагается, что на этой автомагистрали доля наружной рекламы организаций, подчиненных органам госуправления, составит 22%, иных предприятий, их товаров — 65%, рекламе гостиниц, казино, услуг досуга отведено по 10%, рекламе организаций связи и их услуг — 9%, рекламе турфирм — 7%, реклама банков предусмотрена в объеме 6%, медицинских центров — 4%, социальной рекламе будет отведено примерно 13% рекламной площади. Соответственно Нацбанк, Минсвязи, Минтранс, Минпром, отраслевые концерны обязаны рекомендовать подчиненным предприятиям инвестировать в размещение рекламы на трассе М-2.

В перечень мероприятий, которые запланировано реализовать в рамках Концепции, включены: мониторинг средств наружной рекламы, контроль технического, художественно-эстетического состояния средств наружной рекламы, правомерности размещения этих средств и рекламы, оперативное устранение нарушений.

Мингорисполкому и Минторгу правительство поручило разработать порядок применения скидок для размещения рекламы. Согласование наружной рекламы для размещения (распространения) на автодороге М-2 рекомендовано вести с привлечением специалистов управления идеологической работы Мингорисполкома, иных специалистов в области рекламы, культуры, этики.

В числе целей Концепции названы создание условий для наращивания объемов наружной рекламы отечественных производителей, а также активизация деятельности маркетинговых и рекламных служб отечественных производителей. Этому должна способствовать и отмена с 1 января в Беларуси нормирования расходов на рекламу и маркетинг для целей налогообложения. Анализ, проведенный МНС, показывает, что фактически оплаченные в 2008 г. расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные, информационные услуги вместе взятые, например на предприятиях нефтехимической отрасли, в десятки раз ниже размеров, установленных Указом от 15.06.2006 № 398, а у иных в 20–125 раз меньше суммы, которую можно было отнести на затраты в пределах норматива. По организациям, подчиненным Минпрому, фактические расходы в 2008 г. на эти цели были в 13 раз ниже норматива, в т.ч. на отдельных предприятиях — в 10–30 раз. Аналогичная ситуация была и в остальных отраслях. Таким образом, отменяя нормирование, государство ничего не потеряло с точки зрения сохранения налогооблагаемой базы. А вот самим предприятиям впору задуматься, какими ресурсами они располагают для организации эффективных рекламных кампаний.