$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РЕКЛАМА КАК УЛИКА©

18.03.2014

Классическая функция рекламы в бизнесе понятна всем — распространение информации о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них. Разнообразные рекламные акции призваны увеличить объем продаж, выручки и прибыли. Но порой вместо клиентов реклама привлекает контролирующие органы, а вместо ожидаемого дохода компанию ожидают штрафы.

К примеру, заведение общественного питания на своем сайте размещает информацию об оказании многочисленных услуг в сфере досуга: кальян-шоу, пейнтбол, лазертаг, услуги музыкальных коллективов, катание на квадрациклах, снегоходах и т.д. В придачу всем посетителям кафе в «эту пятницу» обещалась порция самогона от шеф-повара.

Естественно, что такое объявление трудно не заметить. Однако проведенная сотрудниками КГК и инспекции МНС по Минской области проверка показала, что ни чарки, ни каких-то из числа рекламируемых на сайте заведения услуг, кроме обычного общепита, посетителям не оказывается. А информация, не соответствующая действительности, как пояснили руководитель предприятия и его учредитель, размещена для привлечения посетителей.

Неизвестно, кого этими действиями руководители предприятия хотели заманить и на какой дополнительный доход при этом рассчитывали. Но контролеры сочли такую рекламу недобросовестной, а следовательно, подпадающей под меры административной ответственности, предусмотренные ст. 12.15 КоАП, — от 20 до 50 базовых величин (от 2,6 до 6,5 млн. Br).

В соответствии со ст. 2 Закона «О рекламе» ненадлежащей считается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства. В частности, недобросовестной согласно ст. 26 Закона является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в т.ч. в отношении состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, наличия документа об оценке соответствия и знаков соответствия, количества и места происхождения и иных характеристик товара, а также его наличия на рынке, возможности приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте.

Еще более серьезными санкциями грозит нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, на котором неоднократно попадались предприятия потребительской кооперации. В последнее время «Белкоопсоюз» продвигает на полки магазинов продукцию, обозначенную своим фирменным логотипом. Почему бы и нет. Но при этом наряду с соками, мороженым с завидным упорством рекламируются «фирменные» алкогольные напитки, пиво — в нарушение установленного запрета. Между тем за такие действия отвечает своим карманом не организация, а ее должностное лицо — конкретный работник, который реализует данные товары и для которого штраф составляет от 50 до 100 БВ, или от 6,5 млн. до 13 млн. Br.

В прошлом году КГК Минской области провел мониторинг публикаций в Интернете, по результатам которого установлены многочисленные нарушения законодательства о рекламе в сфере рекламы алкогольных напитков, пива, табачных изделий. Более 20 объектов общепита получили рекомендации. Многие субъекты хозяйствования устранили нарушения и даже благодарили «за науку», ну а некоторые ждут проверку. И здесь необходимо отметить, что эти нарушители наказывают себя дважды. Во первых, по факту выявленных нарушений они заплатят штрафы, ну а во-вторых, понесут, казалось бы, невидимые имиджевые издержки. К примеру, интернет-магазин разместил информацию о продаже популярной модели смартфона и указал самые низкие цены. От клиентов нет отбоя, но на все звонки менеджер отвечает, что, к сожалению, данной модели нет, но можно купить другую (по цене дороже, чем у остальных продавцов). Что это, хитрый рекламный ход или просто неповоротливость работников фирмы, не обновивших информацию на сайте? Для покупателя это не имеет значения, он просто запомнит, что в эту фирму лучше не обращаться.

Тем, кто занимается предпринимательской деятельностью вне правового поля, лучше вообще себя не рекламировать — дороже обойдется. Например, попадаются станции техобслуживания автомобилей, которые активно распространяют свою рекламу, не имеют требуемого законодательством сертификата. Попадались на рекламе компании, рекламировавшие услуги косметологии, не получив специального разрешения (лицензии). Потребителям, польстившимся на рекламу подобных субъектов, не позавидуешь. Если лишние деньги потрачены на ненужную, но качественную вещь, это еще не беда. Но ведь можно последнее отдать, получив взамен множество проблем, вплоть до утраты здоровья.

Поэтому рекламодателям стоит помнить, что можно размещать только достоверную рекламу о себе, своих товарах и услугах. В любом случае контрольные органы изучают все аспекты деятельности субъектов хозяйствования, запланированных к проверке, и в т.ч. рекламное позиционирование. Если бизнес прозрачен, опасаться нечего. А если нет, то реклама станет не двигателем торговли, а доказательством в административном процессе.

Людмила БЕЛОВА