Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2559) от 19.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5705
EUR:
2.6088
RUB:
4.2522
Золото:
145.92
Серебро:
1.64
Платина:
76.45
Палладий:
178.59
Назад
Проблемы и решения
28.01.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЕКЛАМА как лакмусовая бумажка равенства

Совет Министров решил облегчить с 1 января 2003г. участь белорусского бизнеса. Постановлением от 2002-12-16г. N 1758 "О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 1994г. N 429" повышены нормативы расходования средств на рекламу и маркетинговые услуги...
Совет Министров решил облегчить с 1 января 2003г. участь белорусского бизнеса. Постановлением от 2002-12-16г. N 1758 "О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 1994г. N 429" повышены нормативы расходования средств на рекламу и маркетинговые услуги. С одной стороны приятно, что правительство видит реальные проблемы бизнеса. С другой -- печально, что оно может сделать так мало. Увеличивая нормы отчислений по этим важным статьям расходов, Совмин не отменил очевидную антиконституционную норму.

Принятие постановления N 1758 позволяет правительству отчитаться о поддержке реального сектора экономики. Формально предельный размер расходов на рекламу и маркетинговые услуги для предприятий с объемом годовой выручки в I группе (до 1740 млн.руб.) увеличился с 5% (в предыдущей редакции сумма составляла 1350 млн.) до 7,5%. Во II группе (с 1740 млн.руб. до 17400 млн.) на рекламу и маркетинговые услуги можно расходовать (с включением в себестоимость) 130,5 млн.руб. плюс 3,75% от объема выручки, превышающей 1740 млн. (было 2,5% от суммы, превышающей 1350 млн.руб. плюс 67,5 млн.). Богатые клиенты, имеющие выручку более 17,4 млрд.руб. в год, могут тратить на эти нужды 717,75 млн. плюс 1,5% от объема выручки свыше 17,4 млрд.руб. (было 1% от суммы свыше 13,5 млрд. плюс 371,25 млн.). Сказать, что новые нормы отражают реалии стагнирующей экономики нельзя, но, как говорят, ход мысли может понравиться.

Что на практике означают новые нормативы? Возьмем самые бедные предприятия с объемом годовой выручки 1,74 млрд.руб., или 145 млн.руб. в месяц (72500 USD). Они имеют право включать в себестоимость затраты в сумме, эквивалентной 5440 USD в месяц. Если компания имеет годовую выручку 10 млрд.руб., то она на эти нужды может потратить около 18350 USD в месяц. Много это или мало? Да, на весьма ограниченную безликую рекламную кампанию достаточно. А как быть, если фирма решила ввезти на рынок новый продукт, сформировать имидж или раскрутить свой брэнд? Что, если она имеет намерение досконально изучить рынок, обратиться за помощью к экспертам? При существующих в Беларуси нормативах, которые разрешил Совмин, делать нечего. А зачем платить из чистой прибыли за то, что входит в затраты? Таким образом правительство, декларируя приверженность новым технологиям, инновациям и стремясь повышать конкурентоспособность отечественного производителя, своими же действиями обрекает его на стагнацию, приводит производства к моральной и физической деградации. Такое состояние дел выгодно крупным государственным предприятиям, которые уже долго работают на рынке и как черт ладана боятся конкуренции со стороны частного бизнеса. Им постановление N 1758 предоставило очередную передышку. Только опять забыли об отечественных потребителях, которые вынуждены покупать все импортное, потому что на его интенсивный промоушн никто денег не жалеет.

И еще: постановление N 1758 подтвердило разделение отечественных СМИ на "белую кость" -- государственные, и на простую паству -- частные. Напомним, что еще постановлением Совмина от 1.06.2001г. N 831 (п.2.4) была введена дискриминирующая частный сектор норма: "расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на оплату рекламы, размещенную в государственных республиканских и местных телерадиоорганизациях, не подлежат нормированию и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме". К слову, в бытность премьером В.Кебича, когда было принято самое первое постановление по регулированию данного вопроса (N 429 от 10.06.94г.), все формы собственности в отношении норм расходов на рекламу были равны.

К сожалению, нынешнее правительство подзабыло, что согласно Конституции РБ все формы собственности у нас равны.

Зачем вообще нормировать затраты, в том числе на рекламу и маркетинг? Ответ очевиден: чтобы предприятия не уходили от уплаты налога на прибыль, чтобы не сокращали налогооблагаемую базу для других налогов. Бессмысленно спорить о размере предельных ставок по всем статьям расходов. Только хозяин, т.е. собственник, имеет право решать, как ему организовать свое производство. Только его должен волновать вопрос о затратах и прибыли. Не надо экспериментировать с нормированием затрат. Надо пойти по другому пути: отменить все нормы по затратам и отказаться от налога на прибыль или, по крайней мере, поступить так, как эстонцы -- налог на прибыль не выплачивается, если заработанные деньги инвестируются в производство. Надо принять такую налоговую систему, при которой предприятиям было бы выгодно показывать прибыль и доходы и как следствие -- снижать издержки, потому что это влияло бы на стоимость привлекаемых ими кредитных ресурсов и на надежность их ценных бумаг.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений