$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Рейтинги

Рейтинги. ОНЛАЙН-ИМПЕРАТОРЫ-2013©

13.12.2013

Несмотря на непростое положение в мировой экономике, интернет-торговля, также иногда называемая онлайн-торговлей (e-commerce), переживает бурный рост. По данным международной консалтинговой компании A.T.Kearney, за последние 5 лет выручка в этой сфере увеличивалась в среднем на 17% ежегодно. При этом наиболее высокие темпы наблюдались в Латинской Америке (27%) и Юго-Восточной Азии (25%).

A.T.Kearney на основе изучения сферы электронной торговли в 186 государствах второй год подряд составляет глобальный рейтинг розничной онлайн-торговли (Global Retail E-Commerce Index), выделив первую тридцатку самых многообещающих с точки зрения e-commerce государств. При этом в отличие от привычных абсолютных или относительных (на душу населения) рейтинговых показателей для оценки достижений той или иной страны в этой сфере был разработан т.н. синтетический индекс, состоящий из компонентов, учитывающих (с разным весом) размеры рынка интернет-торговли, поведение потребителей, потенциал роста и состояние транспортной инфраструктуры.

В результате в 2013 г. верхнюю ступеньку в рейтинге заняли не США — самая богатая страна в мире, а Китай (второй год подряд), имеющий, по мнению авторов рейтинга, наивысший потенциал для роста. Поднебесная, которую эксперты A.T.Kearney называют «расширяющейся онлайн-империей», уже сейчас обладает самым большим после США рынком розничной электронной торговли. Здесь больше всего в мире пользователей Интернета (517 млн.) и больше всего онлайн-покупателей (220 млн.). В условиях растущего благосостояния населения и целенаправленных действий властей по подключению к Интернету сельских районов объемы китайского рынка в ближайшие 5 лет вырастут почти в 4 раза, с 64 млрд. USD до 270 млрд. USD, полагают авторы исследования.

При этом, по классификации A.T.Kearney, Китай отнесен к «новому поколению» онлайн-рынков, в число которых также входят Бразилия (8-е место в рейтинге), Аргентина (12), Россия (13), Италия (15), Словакия (17), Чили (20), Турция (22), Венесуэла (23), ОАЭ (25), Ирландия (27) и Малайзия (30). У всех этих стран просматриваются большие перспективы в сфере e-commerce, но имеются и серьезные проблемы в одной или сразу в нескольких ключевых сферах: доступе населения к Интернету, состоянии транспортной инфраструктуры, от которой зависит доставка товаров покупателям, а также наличии удобных и надежных платежных систем для интернет-торговли. В частности, Россия по инфраструктуре занимает второе от конца место после Венесуэлы, что и предопределило ее относительно невысокое положение в рейтинге, несмотря на значительный размер рынка и потенциал роста.

США (3-е место в рейтинге), Великобритания (4), Германия (6), Франция (7), Австралия (9), Канада (10), Швеция (16), Нидерланды (19), Финляндия (21), Бельгия (24), Норвегия (26), Дания (28) и Швейцария (29) отнесены авторами рейтинга к «сформировавшимся и растущим рынкам» онлайн-торговли. Их отличительная черта — широкая доступность Интернета и высокая активность пользователей, что открывает большие возможности для увеличения онлайн-продаж в случае применения новых маркетинговых стратегий.

В отдельную группу выделены государства Азиатско-Тихоокеанского бассейна с высокоразвитой электронной инфраструктурой — Япония (3-е место в рейтинге), Южная Корея (5), Сингапур (11), Гонконг (14) и Новая Зеландия (18), для которых аналитики A.T.Kearney даже придумали новый термин, явно имеющий биологические корни, — «рынки с цифровой ДНК». Население этих стран охотно пользуется новыми технологиями и инновационными моделями электронной торговли. Онлайн-рынки там уже относительно насыщены, поэтому темпы их роста не столь высоки, зато потребители поднаторели в онлайн-шопинге и с удовольствием им занимаются.

Что касается нашей страны, то в условиях действующей социально-экономической модели и при весьма скромных доходах населения авторы исследования не видят особых перспектив развития онлайн-торговли в Беларуси, хотя сравнимая с нами по величине Словакия занимает в рейтинге вполне достойную позицию.

Дмитрий КОРШУНОВ