$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Рейтинги. Ничего, кроме стабильности©

16.10.2015

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor‘s подтвердила долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь (Беларусь) на уровне «В-/В». Прогноз изменения рейтингов — «Стабильный».

Повысить рейтинги Беларуси, по мнению S&P, мешают низкая предсказуемость и эффективность институциональной системы, слабая внешнеэкономическая позиция страны и ее относительно негибкая денежно-кредитная политика. При этом преимуществами белорусской экономики в агентстве признают относительно высокий уровень благосостояния и низкую долговую нагрузку, а также финансовую поддержку со стороны РФ. Также в S&P учитывают меры, принимаемые правительством и Нацбанком РБ по снижению макроэкономических дисбалансов, в связи с негативными экономическими тенденциями в России и на Украине, на которые приходится 60% белорусского экспорта. Среди таких мер — ограничение темпов роста зарплаты бюджетников, сокращение объема директивного кредитования, ужесточение денежно-кредитной политики, переход на более гибкий обменный курс (что привело к 30-процентной девальвации), а также административные ограничения импорта. Все это в сочетании с отменой уплаты вывозных экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты, обеспечивающих примерно 2% ВВП, позволило S&P прогнозировать, что дефицит счета текущих операций снизится с прежних 9% до 4% ВВП в 2015–2019 гг.

Несмотря на это, внешнеэкономическая позиция страны останется слабой. В S&P полагают, что в 2015–2019 гг. в связи со снижением долларовой стоимости поступлений по счету текущих операций (СТО), вызванным девальвацией рубля, «узкий чистый внешний долг» правительства за вычетом внешних активов банковского сектора и сектора общественных финансов будет устойчиво превышать 100% поступлений по СТО плюс доступные резервы, а совокупные потребности во внешнем финансировании составят в среднем 140% поступлений по СТО плюс доступные резервы. Помимо выплат по СТО примерно треть потребностей во внешнем финансировании приходится на погашение и обслуживание внешнего долга.

Недостаток внешнего финансирования будет компенсироваться за счет привлечения кредитов, преимущественно российских, считают в агентстве. Именно это позволило Беларуси погасить более половины выплат по внешнему долгу в т.г. В S&P полагают, что финансовую помощь из России удастся получать и в дальнейшем. Есть высокая вероятность получить кредит в размере 3 млрд. USD от Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а возможно, и от МВФ. Специалисты агентства полагают, что белорусские власти продолжат осуществлять заимствования в иностранной валюте на внутренних рынках капитала, несмотря на их ограниченность.

В любом случае сочетание перечисленных источников позволит Беларуси своевременно обслуживать госдолг и сохранить доступные резервы страны на уровне около 4 млрд. USD, треть из которых — запасы золота. При этом из оценки резервов S&P исключает около 730 млн. USD валютных свопов, которые Нацбанк должен коммерческим банкам.

Официальные бюджетные показатели правительства «остаются относительно сильными», отмечают в S&P. Предполагается, что умеренный профицит бюджета сохранится в ближайшие годы — отчасти благодаря новым пошлинам и сборам, в особенности экспортной пошлине на калийные удобрения и экспорт сырой нефти, а также мерам по оптимизации расходов. В агентстве довольно позитивно оценили политику Беларуси по управлению госдолгом, которая реализует стратегию, устанавливающую внутренние ограничения на отношение объема госдолга к ВВП на уровне 45% и отношение ежегодных расходов на обслуживание и погашение валютного долга к международным резервам на том же уровне.

Вследствие девальвации рубля и внебюджетных расходов, связанных с поддержкой госпредприятий и банков, долг правительства ежегодно будет увеличиваться в среднем на 5% ВВП — до 2019 г., в т.ч. на 14% в 2015 г. в связи с корректировкой обменного курса, полагают в S&P. Хотя долг расширенного правительства (за вычетом ликвидных активов) останется, по прогнозам агентства, относительно низким (чуть более 30% ВВП), долговое бремя усугубляется из-за высокой волатильности, связанной с тем, что 85% долга деноминировано в иностранной валюте, относительно короткого профиля коммерческого долга и высоких условных обязательств госбанков, вовлеченных в директивное кредитование.

По мнению S&P, рисками для Беларуси являются чрезмерная централизация власти в республике и значительная зависимость от России. В то же время, хотя вследствие ухудшения обменного курса показатель ВВП на душу населения в Беларуси снизится с 8100 USD в 2014 г. приблизительно до 6200 в 2015-м, уровень благосостояния остается относительно высоким по сравнению с соседями.

Неблагоприятная внешняя среда, в частности рецессия в России и Украине, и лишь незначительный прогресс в проведении структурных реформ негативно отразятся на среднесрочных темпах роста ВВП, который, как ожидают в S&P, до 2017 г. в среднем не превысит 1%. При этом номинальный ВВП в долларах упал с 76 млрд. USD в 2014 г. — до 58 млрд. в 2015-м, в 2016-м сократится до 53 млрд. и лишь в 2018-м достигнет 64 млрд. USD, т.е. превысит уровень 2012 г. В контексте девальвации национальной валюты и роста административно регулируемых цен инфляция в ближайшие несколько лет будет оставаться на двухзначном уровне. Кроме того, высокий уровень долларизации кредитов и депозитов в банковской системе негативно влияет на оценку механизмов трансмиссии денежно-кредитной политики республики. Кредитование в иностранной валюте подвергает банковскую систему валютному риску и может обусловить увеличение условных обязательств правительства, в частности, при одновременном ухудшении качества активов, предупреждают аналитики агентства.

Константин АЛЕХИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях