$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Рейтинги и реальность

26.02.2010

Пока мы считаем, что высокое место в международных рейтингах гарантирует приток капитала в модернизацию экономики, Беларусь будет периодически входить в десятку «лучших реформаторов», но занимать весьма скромные места по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения, доле среднего и малого бизнеса в ВВП, состоянию налоговой системы. Такое мнение высказал «ЭГ» ведущий аналитик ИК «Юнитер» Олег АНДРЕЕВ, комментируя дополнительные меры по обеспечению экономического роста, предложенные Нацбанком в письме правительству от 27.01.2010 г.

По мнению авторов письма, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, формирования благоприятной предпринимательской среды и технологического прорыва является организация участия Беларуси в общепризнанных международных экономических рейтингах. Активные действия в этом направлении должны значительно улучшить имидж страны в мире и повысить эффективность деловой и инновационной деятельности в соответствии с передовой мировой практикой. Поэтому следует занять соответствующие места в рейтинге Всемирного банка и МФК Doing Business, глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума (где наша страна вообще не значится), индексах экономической свободы (Фонд наследия и газета The Wall Street Journal), восприятия коррупции (Transparency International), экономики знаний (Всемирный банк), развития человеческого потенциала (ООН) и глобальном инновационном табло Еврокомиссии (где Беларусь также не представлена). Кроме того, считается целесообразным в ближайшее время войти в ОЭСР.

Такое стремление можно только приветствовать. Но есть ощущение, что это лишь попытка понравиться иностранным инвесторам и policy-makers. Успех в рейтинге Doing Business очевиден — как и то, что чем меньше российские субсидии белорусской экономике, тем выше место в рейтинге.

Действительно, наша страна, расположенная в центре Европы, уступила по масштабу реформ в сфере либерализации бизнес-среды только Руанде и Кыргызстану. Но это, как и 58-е место в рейтинге ВБ, лишь констатирует факт изменений, которые другие провели уже давно. Теоретически это полезно, однако реальное улучшение условий ведения бизнеса рейтинг не отслеживает. Но пока в сознание обывателей вдалбливается представление о безусловном прогрессе, мало кто из зарубежных и отечественных инвесторов всерьез считает, что вести бизнес в Беларуси гораздо привлекательнее, чем в Испании (62 место), Люксембурге (64), Польше (72), Турции (73), Чехии (74), Италии (78), Китае, Бразилии, России. Кстати, Грузия занимает в этом же рейтинге 11 позицию, обогнав Японию, Финляндию, Швецию, Швейцарию, Германию и пр. То же можно сказать и об остальных рейтингах и применяемых методологиях оценки. В своем большинстве они политически мотивированы, подчеркнул О.Андреев.

Основной целью международных рейтинговых исследований изначально являлось подтверждение преимущества рыночной экономики над всеми остальными, что впоследствии трансформировалось и в политическую оценку. Практически для всех крупных международных организаций (ЕБРР, МВФ, ВБ, ОЭСР) основным критерием оценки является наличие плюрализма и свободы сначала в политике и лишь затем — в экономике.

Таким образом, упомянутые рейтинги во многом сродни Евровидению, где для победы талант и вокальные данные значат куда меньше, чем поддержка стран-соседей.

Международная практика показывает, что серьезные иностранные инвесторы, принимая решение о вложении капитала, оценивают в первую очередь опыт работы локальных предпринимателей, собирают информацию об успешности проектов, отмечает О.Андреев. Лишь затем обращается внимание на отношения с международными финансовыми организациями, страновые кредитные рейтинги и в последнюю очередь — разные независимые исследования. Наиболее важны такие показатели, как объем рынка, макроэкономическая и валютная политика, свобода движения капитала и гарантии сохранности инвестиций.

Куда серьезнее планы вступления в ОЭСР. Эта авторитетная международная организация была создана в 1948 г. для координации политики в отношении макроэкономики, финансов, инвестиций, экологии. В рамках ОЭСР ее члены обсуждают, разрабатывают и совершенствуют экономическую и социальную политику, обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику. В частности, ОЭСР разрабатывает обязательные и модельные кодексы, заключаются соглашения, регулирующие движение капиталов, товаров и услуг, субсидирование, борьбу с коррупцией и т.п.

Одно это делает заманчивым членство в ОЭСР. Вопрос лишь в том, готовы ли мы к этому шагу и захотят ли нынешние участники этой структуры видеть нас в своих рядах?

Ведь ОЭСР — клуб из 31 государства, производящих в совокупности 61% мирового ВВП. Сюда не входят даже иные члены ЕС, такие как Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния. До сих пор остаются лишь кандидатами на вступление Израиль, Словения, Россия, которая пытается войти в ОЭСР с 1996 г. А, к примеру, членами ООН являются 192 государства, ВТО — 153. Таким образом, ОЭСР по представительности лишь немного уступает G-20.

Чтобы стать членом ОЭСР, страна должна соответствовать многим критериям. Во-первых, это вступление в ВТО, что для Беларуси, по-видимому, дело далекого будущего, причем попытка сделать это в рамках Таможенного союза лишь усугубляет проблему. Во-вторых, нужно разделять ценности ОЭСР, в т.ч. приверженность плюралистической демократии, основанной на верховенстве закона и соблюдении прав человека, принципов открытой и транспарентной рыночной экономики, цели устойчивого развития.

В частности, требуется наличие открытого и прозрачного режима для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в т.ч. во всех ключевых секторах, например, энергетике. Допускаются лишь минимальные ограничения, затрагивающие некоторые отрасли. Обязательна либерализация других видов движения долгосрочного капитала, в т.ч. инвестиций в акционерный капитал и долговые обязательства сроком на один год или более, и в отношении коммерческих кредитов, а также других сделок с капиталом в сфере международной торговли. Должен быть выработан график отмены сохраняющихся мер контроля за движением краткосрочных капиталов. Не допускаются ограничения в отношении платежей или переводов при совершении международных операций по текущим операциям и т.д. При этом законодательство в сфере движения капиталов и инвестиций — одна из немногих сфер в ОЭСР, носящих обязательный характер.

Существует в ОЭСР множество требований к корпоративному законодательству, включая защиту прав миноритарных акционеров, раскрытие информации, бухучет и аудит. Необходимо эффективное разделение роли государства как владельца госпредприятий и регулятора рынка, где конкурируют государственные и частные предприятия. Перечисление можно продолжать еще долго. Но куда больше времени займет выполнение этих требований.

Реализация этих принципов требует совершенно иной парадигмы мышления людей, которые ответственны за принятие решений. Ведь если идея членства в ОЭСР высказана всерьез, то для этого страна на 95% не готова. Несмотря на риторику чиновников в последние годы, никаких существенных подвижек в сфере привлечения долгосрочного и краткосрочного капитала не сделано.

Таким образом, отдавая должное призывам Нацбанка вступить в ОЭСР и улучшить позиции страны в международных рейтингах, следует признать, что такое движение происходит исключительно по инерции под воздействием внешних сил, полагает О.Андреев. Реальное улучшение деловой и инвестиционной среды должно происходить без оглядки на мировые рейтинги и агентства. Не стоит путать цели и средства. Первичным должно быть повышение конкурентоспособности национальной экономики путем либерализации деловой среды. Тогда приток капитала и высокие места в рейтингах придут сами собой. А авторитетные международные организации без препятствий примут нас в свои ряды.

Оксана КУЗНЕЦОВА