$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РЕЙТИНГ ПОШЕЛ В ГОРУ©

30.04.2013

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s пересмотрела прогноз по рейтингам Минска со «Стабильного» на «Позитивный». Одновременно подтвержден долгосрочный кредитный рейтинг «В-».

Напомним, что прогноз по рейтингам Минска пересмотрен после аналогичного рейтингового действия в отношении Республики Беларусь. В соответствии с критериями агентства рейтинг местного органа власти не может быть выше суверенного, поэтому рейтинг столицы ограничен уровнем суверенного кредитного рейтинга Беларуси.

По оценке S&P, рейтинг Минска отражает мнение о волатильной и недофинансированной системе межбюджетных отношений, что обусловливает очень ограниченную предсказуемость и гибкость бюджета города. Негативное влияние на уровень рейтинга оказывают значительные потребности в развитии инфраструктуры и высокие условные обязательства города. Факторами, позитивно влияющими на кредитоспособность, являются статус Минска как крупнейшего административного, финансового и коммерческого центра, очень высокий текущий профицит бюджета и устойчиво высокий уровень остатков на счетах.

Институциональная система, в которой ведут свою деятельность белорусские региональные органы власти, является высокоцентрализованной и развивающейся, что негативно сказывается на предсказуемости и гибкости финансовой политики столицы. Несмотря на невысокий в международном контексте уровень благосостояния, показатель произведенного Минском валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в 1,5 раза превышает средний показатель по стране.

Восстановление экономики после кризиса и значительное снижение курса белорусского рубля в 2011–2012 гг., которое привело к повышению инфляции, оказали положительное влияние на рост доходов бюджета столицы и обусловили исключительно высокий текущий профицит — 35% текущих доходов. Учитывая тот факт, что Минск остается центром экономического роста страны, а также относительно высокий уровень инфляции, рост доходов города в среднесрочной перспективе, вероятнее всего, будет по-прежнему превышать рост текущих расходов, что приведет к высокому значению текущего профицита — в среднем более 30% в 2013–2015 гг. в соответствии с базовым сценарием S&P.

Рейтинговое агентство отмечает, что из-за ограниченного притока частных инвестиций в экономику города Минск вынужден финансировать свои значительные капитальные расходы как из собственного бюджета, так и с помощью многочисленных муниципальных компаний, что подвергает его рискам, связанным с высоким уровнем условных обязательств. Городом осуществляются масштабные проекты по жилищному строительству и развитию инфраструктуры, связанные с подготовкой к проведению чемпионата мира по хоккею в 2014 г. Это оказывает давление на капитальные расходы городского бюджета. Вместе с тем в связи с законодательным запретом на наличие дефицита бюджета местных органов власти в 2012--2013 гг. бюджет столицы будет исполнен с профицитом с учетом капитальных расходов. S&P не исключает ослабления ограничений на дефицит после 2013 гг. Однако показатели дефицита бюджета столицы с учетом капитальных расходов в среднесрочной перспективе в среднем будут оставаться невысокими (около 2-3% доходов бюджета).

Благодаря высоким текущим показателям и законодательным ограничениям на объем прямых заимствований полный долг Минска, вероятнее всего, не превысит 30% текущих доходов в среднесрочной перспективе. Согласно базовому сценарию S&P основную часть долга (более 70%) будут составлять гарантии, выданные по заимствованиям муниципальных компаний. Полный долг города в конце 2012 г. составлял всего 14--15% скорректированных текущих доходов (по методологии S&P), что является низким показателем.

Прогноз «Позитивный» по рейтингу Минска отражает аналогичный прогноз по суверенным рейтингам. Поскольку индикативный уровень кредитоспособности Минска определен на уровне «В+», а кредитный рейтинг «В-» ограничен уровнем суверенного рейтинга, S&P не видит реалистичного сценария, при котором индикативный уровень кредитоспособности города понизится на три ступени и станет ниже уровня суверенного.

Рейтинг Минска может быть повышен в ближайшие 12 месяцев в случае повышения суверенных рейтингов Беларуси и при условии сохранения высоких показателей исполнения бюджета и значительных остатков средств на счетах города в соответствии с базовым сценарием.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА