$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РЕЙТИНГ НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД

05.11.2010

Беларусь заняла лишь 68-е место среди 183 стран в рейтинге условий для предпринимательства Doing Business-2011, опустившись за год на 10 строчек. Отчасти снижение произошло из-за изменения методики рейтинга. Но главная причина в другом: бесчисленные разговоры об улучшении бизнес-климата не слишком воплощались в конкретные дела. Пока белорусские чиновники обещали, в других странах делали. Причем не ради места в рейтинге, а чтобы жизнь в стране стала лучше и богаче, предприниматели чувствовали комфорт, уважение и защищенность.

Рейтинг Doing Business ежегодно с 2003 г. составляет Международная финансовая корпорация, входящая в группу Всемирного банка. Рейтинг основан на законодательстве, связанном с регулированием малого и среднего бизнеса, и его применении. Исследование проводилось с июня 2009 г. по июнь 2010 г. Итоговый индекс составляется по 10 показателям: регистрация и ликвидация предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, налогообложение, кредитование, международная торговля, защита инвесторов, обеспечение исполнения контрактов, наем работников. В этом году последний показатель исключен. Это привело к пересчету прошлогоднего рейтинга, чтобы он был сопоставим с нынешним. Топ-20 стран от модификации методики не изменился. Традиционными лидерами остались Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Великобритания и США. В общем рейтинге Беларусь разместилась между Ганой и Намибией. А положение среди стран региона Восточной Европы и Центральной Азии представлено на графике.

Выпала Беларусь и из десятки главных реформаторов. Мировым лидером по интенсивности реформ стал Казахстан (общее 59-е место) благодаря модернизации таможенных процедур, упрощению регистрации фирм и получения строительных разрешений, улучшению раскрытия корпоративной информации. Следом идут Руанда, Перу, Вьетнам, Кабо Верде, Таджикистан, Замбия, Венгрия, Гренада и Бруней.

Итак, рассмотрим предварительные итоги.

Лучше всего обстоят в республике дела с регистрацией прав собственности. Здесь мы оказались на 6-м месте (год назад — 10-е) благодаря низкой стоимости регистрации (собственно, никакой — 0% стоимости имущества) и минимуму регистрационных процедур (3), занимающих, по данным экспертов ВБ, 15 дней. В среднем в мире для этого надо пройти 6 процедур, потратив 58 дней и заплатив 5,9% от стоимости регистрируемой недвижимости, в регионе Восточной Европы и Центральной Азии — в среднем 5,6 процедуры за 38 дней и 2,4% стоимости недвижимости.

По простоте регистрации компаний мы удержались на прежнем 7-м месте. По мнению ВБ, у нас для этого требуется лишь 5 процедур, на которые достаточно затратить всего 5 дней, а стоимость регистрации составляет 1,6% дохода на душу населения. Немаловажно, что минимальный размер уставного фонда для таких форм ведения бизнеса, как ЧУП, ООО и ОДО не ограничивается. Для сравнения Россия занимает здесь только 108-е место. Регистрация фирмы обойдется там в 3,6% среднего дохода, но займет 30 дней и требует 9 процедур, тогда как в среднем по региону — 6 процедур и 16 дней, столько же процедур и на день меньше — в странах Евросоюза. А вот в Новой Зеландии и Канаде, лидерах рейтинга в этой номинации, на регистрацию фирмы уходят минуты и всего одна процедура — достаточно просто проинформировать власти об открытии новой фирмы. Гораздо сложнее обстоят в Беларуси дела с закрытием бизнеса — 93-е место. По оценке ВБ, ликвидация фирмы может затянуться до 5,8 года и затраты тут весьма значительны. А ведь год назад у нас здесь было 74-е место.

Неплохо обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов (рассмотрение коммерческих споров в суде) — прежнее 12-е место. Судебные споры, включая периоды ожидания между заседаниями, в Беларуси разрешаются за 225 дней — в 1,8 раза быстрее, чем в среднем в странах региона (402) и в 2 с лишним раза быстрее, чем в странах ОЭСР (517,5). Стоимость судебных издержек — 23,4% от стоимости судебного иска, тогда как в ОЭСР — 19,2%.

По получению разрешений на строительство Беларусь также удержалась на вполне приличном 44-м месте (для сравнения Россия по этому показателю предпоследняя, хуже нее — только Эритрея, где получить разрешение почти невозможно). Впрочем, и у нас это не столь просто. Если процедур исследователи насчитали 16, то на весь процесс требуется 151 день, а стоимость — 50,9% среднедушевого дохода (для сравнения в странах ОЭСР — 62%, а в РФ — 540 дней и 4141% среднедушевого дохода — примерно 393,4 тыс. USD). Правда, здесь, как и в остальных случаях, в подсчет стоимости строительных согласований и разрешений включаются только официальные платежи, взятки не учитываются.

По ситуации с кредитованием Беларусь поднялась на 89-е место со 113-го, набрав 3 балла из 6 возможных. Гораздо хуже обстоят дела с защитой миноритарных акционеров, по уровню которой Беларусь по-прежнему остается на 109-м месте. По 10-балльной шкале мы получили тут 5 баллов, при среднем для региона — 5,5. Отметим, что показатель основан на букве закона, а не на судебной практике.

Всего на одну строку удалось подняться в оценке внешней торговли — 128-е место из-за достаточно большого количества процедур, документов и высокой стоимости экспортно-импортных платежей. Кстати, Россия по этому показателю занимает 162-е место, а Казахстан — 181-е, что заставляет задуматься о ситуации в Таможенном союзе в целом.

Самое большое разочарование — налогообложение, по которому Беларусь так и не поднялась с последнего 183-го места. Уровень налоговой нагрузки, по оценке ВБ, у нас составляет 80,4% от дохода компаний, платежей насчитали 82, а на составление отчетности уходит 798 часов (в среднем в Восточной Европе и Центральной Азии — 313,9). Между тем за последние пять лет налоговая нагрузка в регионе снизилась с 60% до 41%.

Вероятно, белорусские чиновники в очередной раз подвергнут сомнению выводы ВБ. Обидно, когда столько стараний не только не приблизили, а, наоборот, удалили от заветного 30-го места, которое уже казалось своим. Но конкуренция была слишком сильной: другие проводили реформы интенсивнее. По оценке авторов исследования, с июня 2009 г. по май 2010 г. правительства 117 стран провели 216 реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, облегчив создание и ведение бизнеса, усилив прозрачность, укрепив право собственности и повысив эффективность процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства. Более половины этих изменений в сфере экономической политики были связаны с упрощением процедур создания предприятий, ведения торговли и уплаты налогов. Так что оттягивание изменений на годы не прошло для белорусов даром. Впрочем, разочарование от итогов рейтинга — мелочь по сравнению с утратой позиций на внешних и внутреннем рынках из-за несовершенства законодательства, административных барьеров и бюрократических проволочек. И чем больше будут различаться слова и дела, тем хуже будут оценки в мировых рейтингах и реальные финансовые результаты.

Леонид ФРИДКИН