$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Банки и расчеты

Рейтинг белорусских банков повышен до «В»

15.10.2017

Вслед за повышением суверенных кредитных рейтингов Беларуси агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Банк БелВЭБ» и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» с «В-» до «В». Прогноз — «Стабильный».

В главной роли – Беларусбанк

В агентстве по-прежнему считают Беларусбанк организацией, связанной с государством (ОСГ), которая в значительной степени подвержена рискам, присущим белорусской экономике, и характеризуется «умеренно высокой» вероятностью получения поддержки со стороны правительства в случае необходимости. Поэтому рейтинги Беларусбанка по-прежнему находятся на уровне суверенных кредитных рейтингов. Оценка характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile — SACP) банка осталась без изменений — на уровне «b». Это самая высокая оценка среди белорусских банков, имеющих рейтинги S&P. Она отражает лидирующие позиции банка на рынке и получение постоянной поддержки со стороны государства, а также «адекватную» позицию по риску и стабильную структуру фондирования. Но позитивное влияние этих факторов отчасти нивелируется слабыми показателями капитализации, концентрацией деятельности на белорусском рынке и сильной зависимостью от регулярной поддержки со стороны государства.

В S&P отмечают, что Беларусбанк играет «очень важную» роль для правительства республики и имеет с ним «ограниченные» связи. По мнению аналитиков агентства, вероятность предоставления банку экстраординарной поддержки со стороны государства остается «умеренно высокой». Однако в рейтинг Беларусбанка не включены дополнительные ступени за счет государственной поддержки, поскольку оценка SACP банка находится на уровне суверенного кредитного рейтинга по обязательствам в национальной валюте.

За спиной российской госкорпорации

Банк БелВЭБ аналитики S&P считают организацией, имеющей «высокую» стратегическую значимость для материнской компании — российской госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которая всегда может поддержать свою «дочку». При этом Банк БелВЭБ работает под брендом материнской структуры и имеет прочные связи с ней в отношении репутации и управления рисками.

Рейтинги Банка БелВЭБ ограничены уровнем суверенного кредитного рейтинга Беларуси по обязательствам в иностранной валюте, поскольку банк работает только в республике и в значительной степени подвержен страновым рискам.

Оценка S&P характеристик собственной кредитоспособности ОАО «Банк БелВЭБ» осталась на уровне «b-». Позитивное влияние на деятельность банка оказывает поддержка в форме фондирования и ликвидности со стороны Внешэкономбанка, а также более гибкая бизнес-модель по сравнению с сопоставимыми белорусскими госбанками, которые зачастую вынуждены кредитовать стратегически значимые предприятия страны. По мнению S&P, нахождение Банка БелВЭБ в собственности Внешэкономбанка позитивно влияет на качество его менеджмента и корпоративного управления и позволяет руководству банка достигать поставленных целей, несмотря на сложные операционные условия. Но «слабые» показатели капитализации банка, географической диверсификации и диверсификации портфеля негативно влияют на кредитоспособность.

Неразрывно связан и критически важен

ОАО «Банк развития Республики Беларусь», по мнению S&P поддерживает «неразрывные» связи с правительством страны и играет дня него «критически важную» роль. Поэтому аналитики агентства полагают, что существует «практически безусловная» вероятность предоставления банку экстраординарной финансовой поддержки от государства в случае необходимости и приравнивают рейтинги банка к суверенным.

О «неразрывных» связях с правительством свидетельствует то, что 100-процентным конечным собственником банка является государство. В прошлом банк получал от него регулярные вливания в капитал, а правительство несет субсидиарную ответственность по облигациям банка. В наблюдательный совет банка входят ключевые представители правительства страны, в т.ч. премьер-министр. Это позволяет государству контролировать деятельность банка. Все эти детали вряд ли изменятся в обозримом будущем.

В отчете S&P особо отмечена «критически важная» роль Банка развития в решении задач государственной политики. Он предоставляет крупные долгосрочные кредиты в рамках госпрограмм, а также выполняет ряд других стратегических функций. На конец июня т.г. активы банка были эквивалентны 5,5% ВВП, или около 9% совокупных активов банковской системы. Банк развития – основной агент в некоторых секторах, которые государство считает важными для развития белорусской экономики.

Аналитики S&P считают неопределенной способность правительства РБ оказывать поддержку организациям, связанным с государством. Но предполагается, что Банк развития будет в случае необходимости поддерживаться, в первую очередь, с учетом его значения для выполнения ряда политических и социальных задач и относительно небольшого объема долга негосударственным институтам (менее 2% ВВП). При этом государство несет cубсидиарную ответственность по всем долговым обязательствам банка в виде облигаций в соответствии с указом Президента РБ, принятым в конце 2014 г. Хотя правительство и не выдает юридические гарантии своевременного погашения облигаций в стрессовой финансовой ситуации, есть ряд установленных процедур и сроков выплат от лица государства. Поэтому в S&P полагают, что правительство будет заинтересовано в своевременном предоставлении поддержки данного банка в сложной финансовой ситуации, хотя и не выдает гарантий или других форм поручительства, предусматривающих полное возмещение его остальных долговых обязательств, например, синдицированных кредитов.

***

Прогноз «Стабильный» отражает мнение S&P о том, что характеристики кредитоспособности банков и их роль для правительства, вероятнее всего, останутся без изменений в ближайшие 12–18 месяцев. В агентстве считают повышение рейтингов банков маловероятным в этот период, поскольку они ограничены уровнем суверенных кредитных рейтингов.

Повышение рейтингов всех трех банков возможно в случае аналогичного рейтингового действия в отношении страны и улучшения их собственной кредитоспособности. Это обусловлено подверженностью Беларусбанка высоким страновым рискам, тем фактом, что он принадлежит государству, а также его зависимостью от регулярной поддержки со стороны государства.

Негативное рейтинговое действие в отношении страны обусловит аналогичное действие и для белорусских банков. Рейтинги также могут быть понижены в случае значительного ухудшения их показателей капитализации и профиля рисков на фоне неспособности или неготовности правительства или иных акционеров предоставить банкам капитал. Но это, по мнению аналитиков S&P маловероятно.

Автор публикации: Константин АЛЕХИН


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях