Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Исследования, рейтинги
10.10.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рейтинг Беларуси избавился от минуса

Агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в ино­странной и национальной валюте с «B-» до «В». Кроме того, под­твержден краткосрочный рейтинг страны по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В». Прогноз изменения долгосрочных рейтингов – «Стабильный».

Специалисты S&P ожидают, что в 2017–2020 гг. экономика Беларуси в среднем будет расти на 2% в год. Однако при таких темпах номинальный ВВП в долларовом эквиваленте и на душу населения еще в 2020 г. останется почти на 1/4 меньше, чем в 2014-м: 59 млрд. USD и 6,2 тыс. USD соответственно.

Прогноз «Стабильный» отражает ожидания аналитиков S&P того, что вне­шнеэкономические дисбалансы Беларуси несколько уменьшатся, фискальная политика будет оставаться достаточно сдержанной в ближайшие 12 месяцев, а правительство сможет успешно реализовать планы рефинансирования долговых обязательств со сроками погашения после 2018 г. Рейтинги могут быть повышены в случае реализации про­г­раммы реформ, результатом которой станет значительное снижение внешнеэкономических рисков и урегулирование проблем в секторе государственных предприятий и банков.

Нынешнее повышение отражает более значительный, чем ожидалось ранее, экономический рост. Хотя увеличение выпуска в 2017 г. обусловлено скорее циклическими, чем структурными факторами, в S&P полагают, что это позитивный фактор для кредитоспособности правительства. При этом прогнозируемые в ближайшие 4 года более высокие темпы экономического роста положительно повлияют на бюджетные показатели и банковскую систему страны.

Повышение рейтингов также учитывает привлеченное внешнее финансирование, которое позволит погасить значительную часть предстоящих в 2018 г. выплат по долговым обязательствам. Благодаря двум выпускам еврооблигаций на 1,4 млрд. USD удалось укрепить валютные резервы страны, обеспечив краткосрочную «подушку безопасности» для платежного баланса.

Однако возможности для повышения темпов структурного роста остаются ограниченными. В июне т.г. Беларусь выпустила еврооблигации, получила российский кредит на сумму 700 млн. USD и очередной транш Евразийского фонда стабилизации и развития. Это, как считают в агентстве, позволит правительству произвести выплаты по госдолгу в 2018 г., а потому оно не столь заинтересовано в привлечении финансирования МВФ, как ранее. Так что «стимул проводить масштабные структурные реформы, вероятно, уменьшился». Правда, в последние годы власти предприняли ряд важных мер, включая переход к более жесткой фискальной политике и более гибкому обменному курсу. Но остается ряд фундаментальных факторов, ограничивающих перспективы развития страны, в т.ч. вмешательство государства в экономику, ведущее к неэффективному распределению ресурсов и существованию многочисленных убыточных гос­предприятий. Институциональная сис­тема остается малоэффективной и характеризуется значительной централизацией и ограниченной системой сдержек и противовесов между государственными институтами. Поэтому темпы роста экономики Беларуси, не­смотря на их улучшение, останутся ниже, чем у стран с аналогичным уровнем экономического развития.

В S&P полагают, что рост экономики Беларуси во многом обусловлен нормализацией отношений с Россией после «газово-нефтяного» конфликта. Теперь базовый сценарий агентства основан на предположении, что эти отношения в среднесрочной перспективе останутся стабильными, хотя они носили неустойчивый характер в прошлом и нельзя исключить новых разногласий. Другой важный фактор – постепенное улучшение экономических показателей наших торговых партнеров, и прежде всего России.

Уязвимый платежный баланс – основной негативный фактор, влияющий на рейтинги Беларуси. Хотя дефицит счета текущих операций (СТО) сравнительно невелик (около 4% ВВП за последние 3 года), уровень внешнего долга высок (до 83% СТО). По оценкам S&P, у правительства достаточно ликвидных средств для покрытия основных выплат по госдолгу в 2018 г., но в дальнейшем придется привлекать дополнительные ресурсы, в т.ч. из-за рубежа. Так, в сентябре т.г. совокупные валютные резервы Нацбанка составляли около 7 млрд. USD, его валютные обязательства перед белорусскими банками – около 2 млрд. Кроме того, в Нацбанке размещен валютный правительственный депозит почти на 4 млрд. USD. Эти средства могут использоваться для выплат по еврооблигациям на сумму 800 млн. USD в январе 2018 г. Однако S&P полагает, что в дальнейшем государство не сможет использовать средства на счетах Нацбанка в полном объеме в связи с необходимостью поддерживать минимальную «подушку безопасности» для нужд платежного баланса. Способность Беларуси в будущем обслуживать свои долги, по мнению S&P, во многом зависит от российской поддержки, включая благоприятные ус­ловия торговли и готовность рефинансировать долги.

Бюджетные показатели республики S&P считает слабыми, несмотря на профицит бюджета (около 1% ВВП). По оценке агентства, совокупный госдолг (более 90% которого – в валюте) достиг 41,5% ВВП еще к концу 2016 г. Его рост обусловлен девальвацией рубля и материализацией части условных обязательств. В агентстве припомнили «рас­чистку» балансов некоторых банков в 2015–2016 гг. путем обмена проблемных кредитов деревообрабатывающих предприятий и АПК на гособлигации.

По мнению S&P, белорусская банковская система остается под давлением и представляет риски для правительства. Поэтому долги будут расти быстрее, чем предполагает баланс бюджета, – с учетом ожидаемого дальнейшего умеренного ослабления рубля и сдерживающей фискальной политики.

Негативное влияние на рейтинги оказывает ограниченная эффективность денежно-кредитной политики. Несмотря на переход к более гибкому обменному курсу, позволившему Нац­банку снизить некоторые внешние риски, его способность влиять на экономические условия в стране ограничена, и он недостаточно независим в вопросах принятия ключевых решений, считают в S&P.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений