Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Рейтинги
22.04.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЕЙТИНГ - 2013: ПОМЕРЯЕМСЯ ВЫРУЧКОЙ©

Главным управлением регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина подготовлен рейтинг аудиторских организаций по итогам 2013 года. Он опубликован на сайте министерства.

Главным управлением регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина подготовлен рейтинг аудиторских организаций по итогам 2013 года. Он опубликован на сайте министерства.

В рейтинге приняли участие 30 аудиторских организаций, пять из которых — впервые. Определяющим критерием ранжирования традиционно является выручка от оказания аудиторских услуг. Как и в предыдущие годы, абсолютным лидером осталось ООО «БДО», существенно опередившее остальные компании первой десятки (см. таблицу в печатной версии "ЭГ"). В целом же выручка 30 компаний, вошедших в рейтинг, составила 83,3 млрд. Br, что в сопоставимых ценах на 21,2% больше, чем год назад, причем доля совокупной выручки от проведения аудита в общем объеме выручки всех участников рейтинга составила 77,7% (в 2012 г. — 79%). Наибольшую долю выручки от проведения аудита в общем объеме выручки от оказания аудиторских услуг за 2013 г. имеют ООО «Аудит и Право» (100%), ООО «Аудит 3Д» (99,3%) и ООО «Белросаудит» (98,7%). Отметим, что прирост выручки наблюдался практически у всех участников рейтинга.

Управляющий партнер ООО «БДО» Александр Шкодин полагает, что вопрос позиционирования в рейтинге требует сегодня определенных доработок. Целесообразнее было бы представлять итоги работы в целом по аудиторско-консалтинговым группам, состоящие из аффилированных лиц в области аудита и сопутствующего консалтинга. Это позволит пользователю сформировать более правильное понимание расстановки сил на рынке и делать выбор в соответствии со своими реальными потребностями. Дело в том, что некоторые белорусские компании разделяют аудит и профессиональные услуги, перечисленные в ч. 2 ст. 16 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности», по отдельным юридическим лицам. Обычно это практикуют участники иностранных профессиональных сетей, руководствуясь требованиями международных стандартов, чтобы обеспечить независимость при проведении аудита и избежать конфликта интересов. Однако выручка таких «дочек», оказывающих различные консалтинговые услуги, но не считающихся аудиторскими организациями, в рейтинге не учитывается. Между тем в нем разброс доли выручки от проведения аудита в общем объеме выручки от оказания аудиторских услуг за 2013 г. составляет у разных компаний от 90–100% до 20,1% и даже 3,7%. По мнению А.Шкодина, это в ряде случаев может приводить к нарушению если не требований ст. 21 Закона № 56-З, то международных стандартов, запрещающих проводить аудит компании, которой одновременно оказываются иные услуги в достаточно большом объеме.

Среднесписочная численность работников аудиторских организаций — участников рейтинга выросла по сравнению с 2012 г. всего на 6 единиц — до 441 человека, а число специалистов с квалификационным аттестатом аудитора стало на 5 меньше — 216. Количество сотрудников, имеющих специальную подготовку в области МСФО, выросло с 58 до 68, причем компаний, которые обходятся без таких кадров, в рейтинге осталось всего 8, тогда как годом ранее их было 10. Таким образом, прогресс в этой области имеется, но не столь уж впечатляющий. Поскольку обязанность составлять отчетность по МСФО в нашей стране пока распространяется только на банки, а ряд предприятий реального сектора делает это добровольно или вынужденно в связи с кредитованием за рубежом, услуги по составлению и аудированию такой отчетности еще не стали серьезным драйвером роста аудиторского рынка и стимулом для обучения.

Клиентами участников рейтинга были 4793 предприятия. При этом лидерами по количеству клиентов, которым в 2013 г. были оказаны аудиторские услуги, стали ЧУП «МастерАудит и Консультации» (598), а в части проведения аудита — ООО «Белросаудит» (273). У первой тройки рейтинга клиентов в разы меньше: у «БДО» — 52, «Грант Торнтон» — 94, «ФБК-Бел» — 70. Интересно, что одновременно разрыв в объеме выручки от проведения аудита на одного аудитора тоже существенно различается, порой на порядок. Лидерами здесь являются ООО «БДО» (876,5 млн. Br), «Аудит и Консультации» INPACT (535,8 млн.), «Бейкер Тилли Бел» (388,3 млн.), «АудитБизнесКонсалт» (376,9 млн.) и «Белросаудит» (372,9 млн. Br).

Отметим, что 4 компании из первой пятерки являются членами международных аудиторских сетей. Всего же в рейтинге 7 таких компаний, на которые приходится 47,1% выручки участников исследования. При этом сети Grant Thornton International и PKF International представляют по 2 компании. К сожалению, в рейтинге не участвуют компании «Большой четверки», поэтому невозможно более полно оценить, какую роль играют глобальные сети на белорусском рынке аудита.

Для сравнения: в российском рейтинге, составляемом агентством «РА Эксперт», из 100 участников около 40 являются членами иностранных профессиональных сетей или ассоциаций, а часть представлена в качестве крупных местных объединений аудиторских фирм с учетом консолидированных доходов своих партнеров и зависимых лиц.

Среди «рейтинговых» компаний 9 — члены Ассоциации аудиторских организаций (ААО), в т.ч. 4 — в первой десятке, 3 — во второй и 2 — в третьей. Заместитель председателя Ассоциации Евгений Герштейн считает, что прошлый год для членов этого объединения был достаточно стабильным и устойчивым. При этом изменения законодательства, в т.ч. повышение порогового значения выручки для проведения обязательного аудита и требований к минимальной численности аудиторов, не оказали существенного негативного влияния на обороты и финансовое положение членов ААО.

На белорусском рынке сохраняется высокая конкуренция среди аудиторов в сочетании с отсутствием роста заинтересованности в их услугах со стороны клиентов. По мнению А.Шкодина, новой тенденцией стало включение в демпинговую гонку крупнейших аудиторских компаний, тогда как ранее это было характерно только для мелких фирм и индивидуальных предпринимателей. Ради удержания клиентов и привлечения новых аудиторы готовы снижать цены ниже разумного уровня, отмечает А.Шкодин. В результате чтобы обеспечить прибыльность таких проектов, приходится сокращать время проведения проверки, жертвуя необходимыми аудиторскими процедурами и, следовательно, качеством работы. Такой подход нельзя оправдать тем, что у предприятий не хватает денег, уверен А.Шкодин. Если бы аудиторы больше дорожили престижем своей профессии и не демпинговали, то отношение клиентов к ценам на их услуги было бы иным. Впрочем, многие белорусские бизнесмены и менеджеры по-прежнему воспринимают финансовую отчетность и аудит как формальное соблюдение требований закона, а не как инструмент управления, контроля и коммуникации с инвесторами и кредиторами. Поэтому при выборе аудиторов приоритетом чаще служит цена, а не качество, опыт и авторитет.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by