Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
20.09.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЕГУЛИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ©

Развитие государственно-частного партнерства, саморегулирования бизнеса имеет определенные преимущества для своих участников, государства и общества. О перспективах развития института саморегулирования в нашей стране рассказывает начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Михаил ХИЛЬ.

Развитие государственно-частного партнерства, саморегулирования бизнеса имеет определенные преимущества для своих участников, государства и общества. О перспективах развития института саморегулирования в нашей стране рассказывает начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Михаил ХИЛЬ.

Субъекты хозяйствования могут объединяться в специально создаваемые некоммерческие саморегулируемые организации (СРО). Они вырабатывают правила, обязательные для своих членов, что предполагает контроль за осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельности в определенных сферах. Это позволяет снизить нагрузку на госорганы и повысить качество работы участников СРО. В настоящее время в Беларуси механизм регулирования определенных сфер предпринимательской деятельности через СРО фактически не развит. Однако необходимость его закрепления в национальном законодательстве предусмотрена в постановлении Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6. Уже сегодня в некоторых профессиональных и предпринимательских ассоциациях и союзах фактически имеются отдельные признаки саморегулирования, которые в дальнейшем могут адаптироваться к деятельности в качестве СРО.

В 2011 г. рабочей группой, созданной при Минюсте, был подготовлен проект закона «О саморегулируемых организациях», по которому бизнес-союзы высказали множество замечаний, в т.ч. и концептуального характера. Однако сразу выработать единый подход, позволяющий защитить интересы как субъектов предпринимательства, так и граждан, не получилось. Учитывая этот неудачный опыт, было решено начать с подготовки концепции проекта указанного закона (п. 34 плана подготовки законопроектов на 2013 год). Ее доработанный вариант в декабре текущего года планируется представить на согласование Президенту.

Концепция включает в себя анализ законодательства, в т.ч. международных договоров Республики Беларусь, обзор научных исследований, публикаций, законодательства иностранных государств, содержит предварительную структуру законопроекта, прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий его принятия.

В законопроекте предполагается урегулировать отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса таких организаций, с учетом специфики деятельности их участников, функционированием СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, взаимодействия СРО, их членов, потребителей, государственных органов.

В мировой практике в основе механизмов саморегулирования лежит его способность повышать эффективность работы участников рынка и доверие к ним потребителей, снижение издержек на стандартизацию и контроль качества деятельности производителей, защиту прав потребителей и реагирование на рыночные изменения. Зарубежный опыт показывает, что система ограничений, установленная самими участниками рынка, довольно результативна. Компании, относящиеся к одной отрасли, обычно хорошо представляют, по каким критериям следует оценивать их деятельность, какие требования по безопасности продукции следует установить и как ограничить допуск на рынок недобросовестных участников. При этом ограничения, мешающие развитию технологий в отрасли, могут устраняться достаточно быстро. Все эти факторы учитывались и при разработке белорусской правовой модели саморегулирования с адаптацией отдельных механизмов под национальные условия.

Также был проведен анализ построения системы саморегулирования у наших партнеров по Таможенному союзу и ЕЭП. Так, саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в России имеет более чем 10-летнюю историю. За это время получили развитие как добровольные, так и делегированные формы, предполагающие обязательное (СРО арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное членство с эксклюзивными правами (СРО профучастников рынка ценных бумаг, управляющих компаний). В России действует специальный закон, в котором подробным образом регламентируется порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций. Практика его применения уже выявила недостатки и недоработки, которые учтены в нашей концепции.

В Казахстане даже без наличия специального закона успешно функционирует система саморегулирования в таких сферах, как рынок ценных бумаг и оценочная деятельность, а правовые предписания закреплены в нормативных актах, регулирующих указанные сферы.

При формировании положений концепции были учтены и нормы Модельного закона от 31.10.2007 «О саморегулируемых организациях», принятого Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.

Принципы

регулирования СРО

Предполагается, что присвоение статуса СРО будет проводиться после осуществления госрегистрации юрлица как некоммерческой организации. Кроме того, для приобретения статуса СРО требуется соблюдение ряда критериев:

– в составе СРО в качестве ее членов должно быть не менее 10 субъектов предпринимательской деятельности либо не менее 30 субъектов профессиональной деятельности. Исключения могут устанавливаться для СРО, объединяющих субъектов определенного вида;

– СРО должна иметь правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами, согласованные с уполномоченным госорганом.

Кроме того, если это будет установлено законодательными актами, организация должна получить разрешение, выданное уполномоченным госорганом, на осуществление функций СРО.

СРО разрабатывают и утверждают обязательные для выполнения всеми членами правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, которые, как и изменения и дополнения в них, подлежат согласованию с уполномоченным госорганом. Эти документы являются локальными актами и устанавливают требования к деятельности членов СРО.

Предполагается, что по общему правилу членство в СРО будет добровольным, но в некоторых случаях — обязательным для осуществления отдельных видов деятельности. Субъект, осуществляющий различные виды деятельности, сможет являться членом нескольких СРО, если такие организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.

В случае нарушения членом СРО законодательства, ее правил или стандартов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, по решению общего собрания членов он может быть исключен из состава организации в порядке, определяемом ее уставом.

Транспарентность

В законопроекте предполагается предусмотреть положения об обеспечении СРО доступа к информации, а также о ее защите от неправомерного использования. Так, СРО обязана публиковать в СМИ и (или) разместить в Интернете информацию о составе своих членов; об условиях членства в СРО; о содержании своих правил и стандартов, о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов СРО, об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями, о принятых решениях органов управления СРО, о любых исках и заявлениях, поданных СРО в суды, и иную предусмотренную законодательными актами и уставом СРО информацию.

Кроме этой информации, СРО вправе раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов, если такое раскрытие не влечет за собой возникновение конфликта интересов СРО и ее членов и определяется СРО в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности СРО и ее членов.

Ответственность

В законопроекте планируется предусмотреть способы обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и иными третьими лицами посредством страхования или формирования компенсационного фонда. Такой фонд первоначально должен формироваться исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере, определяемом законодательством. Средства компенсационного фонда направляются на финансирование расходов, связанных с погашением причиненного ущерба вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров, работ, услуг.

В связи с формированием в рамках ЕЭП общего рынка товаров, услуг и капитала существенно повышается конкуренция. Чтобы создать наиболее благоприятные условия хозяйствования для национального бизнеса, работа по либерализации экономического законодательства должна осуществляться постоянно. Так, при введении новых, ранее не известных белорусскому праву институтов, к которым относится и саморегулирование, здесь требуется взвешенный подход, который позволил бы субъектам хозяйствования повысить качество производимых ими товаров (работ, услуг), а с другой стороны, не допустил имеющих место в зарубежной практике злоупотреблений со стороны СРО.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by