$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ОТРАСЛЯМ©

20.05.2014

14 мая в Москве на очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обсуждалась работа над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Как говорится в официальном сообщении комиссии, по итогам заседания Совет ЕЭК существенно продвинулся в доработке разделов проекта Договора, посвященных отраслевым направлениям, включая сферы внешнеторговой и макроэкономической политики, энергетики и транспорта, регулирования финансовых рынков, промышленности и сельского хозяйства, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и др. Кроме того, участники заседания провели переговоры по вопросам, связанным с работой над проектом Договора, который по поручению президентов государств — членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) планируется подписать до конца мая.

Рассмотрим предполагаемые особенности технического регулирования и политики в отношении отдельных отраслей в Евразийском экономическом союзе.

Проект Договора ЕАЭС вносит ряд изменений в действующее Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования и Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. В частности, если раньше технический регламент имел юридические основания включать любые санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры, то Договор ограничивает их понятием «общий характер». Результатом должно стать снижение сложности соответствия техническим стандартам и улучшение бизнес-климата.

Также в соответствии с Договором в случае неприменения стандартов, включенных в международные и региональные стандарты, оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков. Фактический эффект от данной нормы будет зависеть от механизма такого анализа и работы компетентных органов по его проведению.

Договор повышает уровень доступа бизнеса к информации о национальных (государственных) стандартах государств — членов ЕАЭС, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, которые будут использоваться при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям техрегламента. Такие стандарты будут предоставляться в Евразийскую экономическую комиссию, чтобы обеспечить упрощенный доступ к ним.

Существенным отличием техрегламентов от норм проекта Договора являются положения в части аккредитации органов по оценке, которые значительно ужесточены. В частности, в целях недопущения конкуренции органов по аккредитации орган по оценке соответствия обращается в орган по аккредитации государства — члена ЕАЭС, на территории которого он зарегистрирован. В случае, когда в орган по аккредитации обращается орган по оценке соответствия, зарегистрированный на территории другого члена ЕАЭС, орган по аккредитации информирует об этом орган по аккредитации того государства, в котором зарегистрирован орган по оценке соответствия. В случае поступления такого обращения органам по аккредитации допускается проводить аккредитацию, если орган по аккредитации государства-члена, на территории которого зарегистрирован данный орган по оценке соответствия, не осуществляет аккредитацию в требуемой области. В таких случаях орган по аккредитации другого государства-члена имеет право выступить в качестве наблюдателя. Это существенно усложнит существование органов по оценке, которые в результате могут перенести издержки на конечного потребителя их услуг, ухудшив бизнес-климат.

Энергетика

В соответствии с проектом Договора уполномоченные органы государств — членов ЕАЭС в целях эффективного использования совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергоресурсов разрабатывают совместные индикативные прогнозные балансы газа, нефти и нефтепродуктов государств-членов по согласованной номенклатуре в соответствии с методологией формирования индикативных балансов, в которой будет определен порядок формирования балансов. Отдельные детали разработки таких балансов еще предстоит уточнить. Планируется поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка. При этом Договор сохраняет существующие подходы доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики. В частности, ценообразование в этой сфере услуг ведут естественные монополии членов ЕАЭС, а государства обязуются обеспечить беспрепятственный доступ к услугам электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования услуг для обеспечения внутренних потребностей.

В части доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа и нефти Договор не предусматривает никаких изменений. В ст. 89 проекта говорится, что государства-члены в пределах имеющихся технических возможностей с учетом согласованного совместного индикативного прогнозного баланса нефти и нефтепродуктов обеспечивают доступ хозяйствующих субъектов других государств-членов к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов, на основе единых принципов и правил (которые только предстоит разработать). Этот вопрос является достаточно болезненным для Казахстана, который добивается свободного доступа к российским трубопроводам для транзита своих нефти и газа через территорию РФ.

Транспорт

В ст. 90 проекта Договора декларируется, что государства-члены с участием ЕЭК формируют скоординированную (согласованную) транспортную политику. Основные направления и этапы реализации этой политики определяются Высшим советом ЕАЭС.

Предлагается расширить предложение услуг водного транспорта на территории ЕАЭС. В частности, суда под флагом государства — члена союза получат право перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку между этими государствами на смежных внутренних водных путях, транзитный проход по внутренним водным путям, за исключением перевозок и буксировки между портами и перевозок в/из портов другого государства-члена и третьими странами. Основанием для такого взаимодействия должно стать соглашение о судоходстве, которое предполагается заключить после подписания Договора.

Возможны изменения в сфере регулирования услуг автомобильного транспорта, на рассмотрении находятся вопросы каботажных перевозок, а также в области железнодорожного транспорта, где может измениться сфера регулирования исключительных тарифов. Однако такая отсылочная норма не позволяет определить, будут ли отменены ограничения на работу белорусских автоперевозчиков на территории России и Казахстана.

В проекте Договора нет раздела, посвященного единому рынку услуг и инвестиций.

Промышленные субсидии

Обоснованность промышленных субсидий в странах — членах союза будет оценивать Евразийская экономическая комиссия. В частности, она будет вести мониторинг и сравнительный анализ законодательств государств на предмет соответствия положениям Договора, организовывать консультации по унификации в части предоставления промышленных субсидий, рассматривать предоставление специфических субсидий и проводить разбирательства по ним, направлять запросы о получении субсидий. Государства наделяются правом обращаться в суд союза для рассмотрения спорных моментов в отношении промышленных субсидий, предусматривается возможность введения штрафных санкций за них. Все это обеспечивает конкурентность и регламентированность субсидий в части производства товаров, а также не дает государствам права чрезмерного их использования. Это, с одной стороны, дает европейским поставщикам товаров возможность занимать конкурентную позицию на российском рынке, а с другой — в случае открытия производства — претендовать на субсидии.

Сельское хозяйство

Договор содержит ряд норм в отношении правового статуса АПК, устанавливает, что государства — члены союза ведут согласованную агропромышленную политику, и закрепляет основные ее направления. Вопросам предоставления господдержки сельскому хозяйству посвящен прилагаемый к Договору Протокол о мерах поддержки этого сектора. Протокол разделяет все меры на не оказывающие искажающего воздействия, искажающие, и меры, в наибольшей степени искажающие воздействие на взаимную торговлю сельхозтоварами.

При этом дискуссионный характер вызывает уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю. Россия и Беларусь предлагают рассчитывать его как процентное отношение объема господдержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, определяемого как разрешенный объем. Он не должен превышать 10%.

Казахстан предлагает установить разрешенный объем поддержки в форме отношения ее суммы к валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.

Предлагаемый протокол устанавливает, что после присоединения государства-члена к ВТО этот уровень мер устанавливается в пределах обязательства государства перед ВТО.

Тамара БУРДИНА, аналитик