Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
25.05.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Регулирование оценочной деятельности в странах СНГ

На рассмотрении белорусского парламента находятся два законопроекта, посвященных регулированию оценочной деятельности...
На рассмотрении белорусского парламента находятся два законопроекта, посвященных регулированию оценочной деятельности. Возможно, что обзор законодательства в сфере оценки, существующего в других постсоветских государствах, будет сейчас не только познавательным, но и полезным.

Федеральный закон N 135-ФЗ от 29.07.1998г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет оценочную деятельность как деятельность, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Закон дает довольно широкое определение объектов оценки, включая отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Результатом оценки является определение "рыночной или иной стоимости". Под рыночной стоимостью в соответствии со ст. 3 Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. При этом по общему правилу подразумевается, что при оценке объекта устанавливается именно его рыночная стоимость, если в договоре об оценке или нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки данного объекта, не определен иной вид. Указанное правило подлежит применению и в случае использования иных терминов: "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и др.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает в ряде случаев проведение обязательной оценки при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в частности, при приватизации, передаче в аренду, внесении в качестве вклада в уставные фонды и т.п.

Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком. Также оценка объекта может проводиться на основании определения суда, а также по решению уполномоченного государственного органа.

К оценщику предъявляется ряд требований, касающихся его объективности и независимости. В частности, оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Также размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

Одним из обязательных условий заключения договора об оценке является наличие у оценщика страхового полиса. При этом страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленного решением суда.

Деятельность оценщика лицензируется; лицензия выдается при соблюдении определенных условий: соблюдение законодательства РФ об оценочной деятельности; государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (для физического лица) или регистрация в качестве юридического лица (для организации); наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, для организации достаточно наличие в штате одного работника, который имеет документ о соответствующем образовании.

Специальный законодательный акт, регулирующий вопросы оценки, принят и в Украине. Закон от 2001-07-12г. "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине" устанавливает, что оценка имущества, имущественных прав - это процесс определения их стоимости на дату оценки в соответствии с определенной процедурой, являющийся результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности. Другие формы оценочной деятельности, перечисленные в законе, включают консультации, рецензирование отчета об оценке имущества, методическое обеспечение оценки, учебную деятельность оценщиков.

Объектом оценки считаются объекты в материальной форме, в том числе земельные участки, здания и сооружения (включая их неотъемлемые части), оборудование, транспортные средства и т.п., ценные бумаги, нематериальные активы, в том числе объекты права интеллектуальной собственности, целостные имущественные комплексы. Оцениваются также имущественные права, а также другие специфические права и права требования.

Субъектами оценочной деятельности могут быть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в штате которых есть хотя бы один оценщик, и получившие сертификат субъекта оценочной деятельности, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеющие полномочия на осуществление оценочной деятельности и имеющие в своем составе оценщиков. Оценщиком может быть как гражданин Украины, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства, сдавший квалификационный экзамен и получивший квалификационное свидетельство оценщика.

Оценка имущества, согласно законодательству Украины, проводится на основании договора. Закон также предусматривает случаи обязательной оценки, к которым относятся создание предприятий на базе государственного имущества или имущества, которое находится в коммунальной собственности; реорганизация, банкротство, ликвидация государственных, коммунальных предприятий и предприятий с частью государственного (коммунального) имущества; выделение или определение части имущества в общем имущества, в котором есть часть, принадлежащая государству (или часть коммунального имущества); определение стоимости взносов участников и учредителей хозяйственного общества, если в данное общество вносится имущество хозяйственных обществ с государственной долей собственности, а также в случае выхода участника из состава такого общества; приватизации и другого отчуждения, аренды, обмена, страхования государственного имущества, имущества, находящегося в коммунальной собственности, а также возврата этого имущества на основании решения суда; переоценки основных фондов для целей бухучета; налогообложения имущества; определения убытков или размера возмещения в случаях, установленных законом; в других случаях по решению суда. Проведение независимой оценки является обязательным в случаях залога государственного и коммунального имущества, отчуждения государственного и коммунального имущества способами, которые не предусматривают конкуренцию покупателей в процессе продажи, или в случае продажи одному покупателю, в случае определения убытков или размера возмещения, во время разрешения споров и других случаях, определенных законодательством или по согласию сторон.

Согласно Закону Республики Казахстан от 2000-11-30г. N 109 "Об оценочной деятельности" оценочная деятельность является предпринимательской деятельностью, осуществляемой оценщиками, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату. При этом определение объекта оценки практически не отличается от содержащегося в законах России и Украины.

Законом предусматривается проведение обязательной оценки для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, а также для определения оценочной стоимости земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств; для приватизации, передачи в доверительное управление либо аренду; для ипотечного кредитования; для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд; для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражает против оценки, произведенной судебным исполнителем; для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственности и в иных случаях. При этом организация оценки имущества, поступившего в республиканскую или коммунальную собственность, производится соответственно уполномоченным государственным органом или органом, уполномоченным управлять коммунальной собственностью. Принципы, установленные Законом, - объективность, достоверность, независимость оценщика. Страхование гражданско-правовой ответственности оценщика является одним из условий, обеспечивающих защиту интересов заказчика.

В самом Законе не содержится требований к оценщику, хотя предусматривает лицензирование их деятельности в порядке и на условиях, определенных Правительством.

Обзор законодательства трех постсоветских государств в сфере оценки позволяет сделать определенные обобщения.

Правовое регулирование оценочной деятельности включает в себя как регулирование отношений, возникающих по поводу осуществления самой оценки, так и требования, предъявляемые к оценщику или оценочной организации. При этом понятие оценочной деятельности не является однородным; помимо оценки имущества также могут выделяться консультирование, рецензирование и др. При этом оценка может быть как добровольной, так и обязательной: случаи обязательной оценки чаще всего представляют собой открытый перечень. Однако, например, в Украине "иные случаи" проведения обязательной оценки определяются судом.

Различный подход к защите интересов потребителей оценочных услуг выражается в наличии или отсутствии нормы об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности оценщика. Общим является предъявление специальных требований к оценщикам в виде лицензирования, сертификации или регистрации в той или иной форме.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений