$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Регламент указал дорогу©

29.11.2013

Требования Технического регламента Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» по-прежнему вызывают бурные споры между предпринимателями, пытающимися спасти свой бизнес, и чиновниками, устанавливающими правила, которые радикально меняют ситуацию в торговле импортной одеждой. По-видимому, просьбы первых не будут услышаны.

Безусловное выполнение техрегламента, по мнению предпринимателей, влечет несопоставимые с получаемым доходом затраты на сертификацию и другие процедуры, тем более что, не имея наемных работников, им придется тратить на них почти четверть рабочего времени. Еще больше пугают ИП планы правительства ввести требование иметь сопроводительные документы на ввозимые с территории Таможенного союза товары. В ответ власти говорят о необходимости цивилизованной торговли, защите интересов потребителей и обещают создать оптовые структуры, которые будут поставлять из-за рубежа товары с необходимыми документами.

Окончательным аргументом в затянувшемся споре станет указ Президента «О некоторых вопросах реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», проект которого на этой неделе поступил в бизнес-союзы. В нем установлено, что ИП — плательщики единого налога при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 296 НК, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при транспортировке.

На 1.07.2014 г. ИП должны будут провести инвентаризацию остатков таких товаров, ранее ввезенных в республику из стран Таможенного союза без документов. По результатам инвентаризации составляется инвентаризационная опись, подлежащая регистрации в налоговых органах. Порядок заполнения и регистрации этой описи и срок ее представления определит МНС. До 31 декабря 2014 г. установлен переходный период, в течение которого ИП будет позволено реализовывать остатки товаров с уплатой единого налога и НДС в фиксированной сумме. При этом ИП при наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, смогут перейти на упрощенную систему налогообложения в 2014 г.

Физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, которым сегодня предоставлено право торговать на рынках и (или) иных установленных местными органами власти местах не более 5 дней в месяц с уплатой единого налога, с 1.07.2014 г. смогут продавать только товары собственного производства без документов, подтверждающих их приобретение (поступление), названные в подп. 1.1 п. 1 ст. 296 НК, лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию и сельхозпродукцию. Реализация иных товаров физическими лицами будет запрещена под угрозой штрафа до 50 базовых величин. Для ИП нарушение указа чревато таким же штрафом (с конфискацией товара) в соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Таким путем власти надеются пресечь незаконные схемы, применяемые недобросовестными субъектами хозяйствования, ввозящими из третьих стран без соответствующего таможенного оформления товары, которые затем продаются ИП и физлицами без оформления каких-либо документов под видом ввезенных из стран Таможенного союза и фактически легализуются с минимальным налогообложением. Собственно именно распространенностью таких серых схем во многом объясняются высокие темпы роста численности ИП — плательщиков единого налога (за 9 месяцев т.г. — 105% к январю–сентябрю 2012 г., а годом ранее — 102,3%).

Защита потребителей и ее жертвы

Предполагается, что такие меры позволят защитить права потребителей, которым сегодня на рынках предлагают несертифицированные товары без гарантий качества, а также создаст равные условия хозяйствования для всех субъектов, независимо от их организационно-правовой формы, и позволит предотвратить ввоз и распространение в республике нелегально произведенной и незаконно выпущенной в обращение продукции на территории Таможенного союза, что, в свою очередь, будет способствовать снижению потребительского импорта и уменьшению оттока валюты из страны.

Правда, одновременно существенно сократится число мелких торговцев. Сегодня почти 73,2 тыс. ИП занимаются розничной торговлей с уплатой единого налога, из них 60,6 тыс. — без документов, уплачивая единый налог с коэффициентом 2 и НДС в фиксированных суммах. Только за 9 месяцев т.г. они принесли казне 895 млрд. Br, т.е. 87,5% от общей суммы платежей, уплачиваемых «единщиками». Очевидно, что немалая часть из них с 1.01.2015 г. будет вынуждена прекратить свой бизнес, как и прочие физлица — плательщики единого налога, которых, по данным МНС, на 1 октября т.г. насчитывалось более 19,8 тыс., а их платежи в бюджет составили в текущем году 16,8 млрд. Br. Сами предприниматели полагают, что потери будут куда больше. По оценке ОО «Перспектива», введение техрегламента и необходимость наличия сопроводительных документов приведет в обозримом будущем к ежегодным потерям бюджета порядка 3,6 трлн. Br, а также к потере около 150 тыс. рабочих мест по всей стране.

Итак, многим из 80-тысячной армии мелких торговцев и примерно такого же числа связанных с их бизнесом работников придется искать себе другие средства к существованию. Кому-то из них, возможно, подойдут те новые высокопроизводительные рабочие места, которые обещает создать правительство в будущем. Иные рискнут продолжить привычную торговлю нелегально, пополняя ряды кандидатов на «налог для тунеядцев».

Государство берет оптом

Пока указ проходит последние согласования, 25 ноября Минторг провел совещание с приглашением представителей бизнес-сообществ, оптовых организаций республики, РУП «Белтаможсервис» для выработки подходов по организации прямых поставок крупных партий товаров, «производство которых в стране недостаточно для обеспечения потребности внутреннего рынка», в т.ч. с учетом заявок индивидуальных предпринимателей. Разговор получился интересным: представители частного бизнеса в очередной раз пожаловались на проблемы, связанные с выполнением требований техрегламента и уплатой НДС, на нежелание российских поставщиков оформлять документы для белорусских покупателей для последующего зачета уплаты налога, на то, что 90% документов, оформляемых при отпуске товаров на российских рынках, фальсифицированы. Лидеры бизнес-союзов посетовали, что ИП, не имея наемных работников, не в состоянии заниматься отбором товара, его сертификацией и др. В ответ чиновники предложили рассмотреть возможность создания коммерческой организации, которая бы занялась оптовыми поставками товаров. По мнению председателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, это может быть закупочный кооператив, работающий «с учетом интересов предпринимателей».

Но у чиновников другие планы. «Белтаможсервис» предлагает ИП воспользоваться услугами еженедельного поезда, следующего из Китая в Европу через Беларусь, обещая помощь в логистике и растаможке. Минторг разместил нас своем сайте образец формы заявки для организации поставок товаров, обещая собранную информацию обобщить и направить в оптовые организации. При этом уже есть перечень из 36 организаций с долей госсобственности, имеющих собственные магазины-склады и поставляющих товары, в т.ч. ИП и частным унитарным предприятиям, со всей необходимой документацией.

По сути, речь идет о дальнейшем огосударствлении отечественной экономики, причем за счет наиболее доходного ее сегмента — торговли импортом. Вероятно, заняв эту нишу, государство быстро возместит «небольшие деньги», на которые сократится поступление единого налога. Если, конечно, не окажется, что государственным оптовикам вскоре потребуется господдержка, льготные валютные кредиты и другие преференции, чтобы компенсировать недостаток инициативы и предприимчивости вытесненных с рынка частников. К тому же трудно угадать, чем будут руководствоваться эти структуры в первую очередь: конъюнктурой рынка или государственными заданиями по сокращению потребительского импорта? В любом случае потребители смогут по достоинству оценить изменения в ассортименте, ценах и качестве товаров, которые будут попадать на прилавки с полным набором необходимых сопроводительных документов.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Госкомстандарт выпустил новую редакцию Рекомендаций (пошаговой инструкции) по подтверждению соответствия продукции легкой промышленности требованиям техрегламента Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю продукцией. В ней приведены порядок действий ИП при сертификации и декларировании соответствия продукции, формы заявления на регистрацию декларации, а также заявки на проведение сертификации, формы сертификатов и деклараций о соответствии и правила их оформления, перечни органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных на проведение работ по подтверждению соответствия продукции легкой промышленности.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях