$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Регистрация бизнеса

03.03.2009

Министерство юстиции в рамках проведенного мониторинга по проблемным вопросам, возникающим при применении норм Декрета Президента от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», дает ответы на вопросы, поставленные регистрирующими органами.

Следует ли указывать виды деятельности в свидетельстве о госрегистрации индивидуального предпринимателя?

Согласно Декрету виды деятельности ИП не подлежат указанию в свидетельстве о госрегистрации ИП. Новая форма свидетельства о госрегистрации, утв. постановлением Совмина от 28.01.2009 № 114 (далее — постановление № 114), также не предусматривает указания видов деятельности в нем.

Если ИП меняет вид деятельности и обращается в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство о госрегистрации ИП, то заявителю следует разъяснять, что согласно ч.3 п. 21 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее — Положение о регистрации), в свидетельство о госрегистрации вносятся только изменения, связанные с изменением фамилии, имени, отчества ИП, его местожительства. Лист А к приложению 4 постановления Минюста от 27.01.2009 № 8 заполняется по желанию заявителя и только в случае обращения в регистрирующий орган за внесением изменений, связанных с изменением фамилии, имени, отчества ИП, его местожительства.

Таким образом, при изменении вида деятельности нет необходимости обращаться в регистрирующий орган за внесением изменений и (или) дополнений в свидетельство о госрегистрации ИП, а уплаченная госпошлина может быть возвращена ИП в установленном законодательством порядке.

При внесении изменений и дополнений в свидетельство о госрегистрации какую дату следует указывать в свидетельстве?

Согласно ч.4 п. 22 Положения о регистрации дата госрегистрации указывается в свидетельстве о госрегистрации юридического лица, ИП датой и определяется соответственно датой проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их госрегистрации в ЕГР. Для ИП — датой подачи документов, представленных для госрегистрации и внесения записи об их госрегистрации в ЕГР.

Таким образом, при внесении изменений и дополнений в свидетельство о госрегистрации вносится последняя дата таких изменений.

Следует ли указывать в свидетельстве о госрегистрации дату его выдачи?

Форма свидетельства о госрегистрации, утв. постановлением № 114, не предусматривает такого реквизита, как дата выдачи свидетельства.

Публикуются ли регистрирующими органами сведения о регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в какой-либо газете?

Согласно п.13 Положения о регистрации перечень коммерческих организаций (ИП), ликвидируемых (деятельность которых прекращается) в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, размещается Министерством юстиции на своем сайте в сети Интернет. Публикация сведений о регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в иных СМИ Положением не предусмотрена.

В случае, если печать пришла в негодность либо утеряна, каким образом субъекту хозяйствования изготовить новую печать, кто должен дать разрешение на ее изготовление? Каким нормативным правовым актом это регулируется?

Декретом отменена обязанность выдачи разрешения регистрирующим органом на право изготовления печати. МВД письмом от 10.02.2009 № 21/56 доведена до сведения всех организаций, изготавливающих печати и штампы, информация о необходимости изготовления печатей и штампов на основании представленного устава юридического лица и свидетельства о госрегистрации в случае обращения ИП.

Какая печать должна быть проставлена на свидетельстве о госрегистрации субъекта хозяйствования (гербовая или простая круглая печать уполномоченного сотрудника регистрирующего органа)? Необходимо ли дополнительно проставлять печать на фотографии ИП?

В соответствии с п.2 постановления № 114 свидетельства о госрегистрации заверяются оттиском печати для заверения свидетельств и иных документов, выдаваемых субъекту хозяйствования по результатам госрегистрации.

Таким образом, на свидетельстве о госрегистрации субъектов хозяйствования проставляется любая печать, имеющаяся в регистрирующем органе (структурном подразделении регистрирующего органа, непосредственно осуществляющим функции регистрации).

На фотографии ИП печать дополнительно не проставляется.

Обязан ли регистрирующий орган заверять копии уставов, свидетельств о госрегистрации при обращении заявителя в регистрирующий орган?

Обязанность заверения копий уставов регистрирующим органом (уполномоченным сотрудником регистрирующего органа) Декретом не предусмотрена. Копию устава вправе заверить руководитель организации.

Свидетельство о госрегистрации ИП может быть заверено уполномоченным сотрудником регистрирующего органа в порядке, предусмотренном подп.2.3.16 п.2 Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утв. приказом Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров от 23.05.1995 № 13.

Каким образом заполнять в заявлении о госрегистрации графу «размер уставного фонда»?

В соответствии с п. 12 Положения о регистрации до подачи в регистрирующий орган для госрегистрации документов заявители должны сформировать уставный фонд — для коммерческих организаций. В данном случае заявителями заполняется графа «сформированный на момент государственной регистрации».

Графа «заявленный» заполняется при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Поскольку форма заявления о госрегистрации является универсальной для заполнения как белорусскими коммерческими организациями, так и коммерческими организациями с иностранными инвестициями, заявление предусматривает графу «вид валюты» с разбивкой: рубли, доллар США.

В какой валюте может формироваться уставный фонд коммерческой организации?

Согласно требованиям ст.141 Гражданского кодекса белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь. Уставный фонд коммерческих организаций формируется в белорусских рублях.

В соответствии со ст. 88 Инвестиционного кодекса РБ уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме АО или с использованием имущества Республики Беларусь — также и в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Может ли для госрегистрации быть представлен непрошитый устав организации? Должен ли в данном случае регистрирующий орган прошить устав и опечатать его?

Декретом не установлено требований к оформлению устава организации и не возложена обязанность по надлежащему оформлению устава на регистрирующий орган.

В регистрирующий орган может быть представлен непрошитый устав организации. Поскольку заявителем представляется два экземпляра устава, один из которых остается в регистрационном деле, последующая возможная замена листов субъектом хозяйствования и ответственность вплоть до уголовной, связанная с этим, лежит на заявителе.

Соответствует ли законодательству указание в уставе ЧУП в качестве места его нахождения комнаты в жилом помещении?

В соответствии с п. 5 Положения о регистрации местонахождением ЧУП может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица — собственника имущества частного унитарного предприятия.

Согласно ст. 1 Жилищного кодекса жилая комната — отдельное помещение для проживания в квартире (одноквартирном жилом доме).

То есть комната в жилом помещении не может являться местонахождением ЧУП.

На основании каких документов происходит исключение из ЕГР субъекта, прекратившего деятельность в результате присоединения?

Согласно требованиям Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее — Положение о ликвидации) внесение записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования осуществляется регистрирующим органом только в случаях, связанных с завершением ликвидационной процедуры.

В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 53 ГК при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Поскольку изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их госрегистрации (п. 3 ст. 48 ГК), считаем, что при реорганизации в форме присоединения юридическое лицо, к которому присоединяется другое юридическое лицо, должно внести соответствующие изменения в устав.

При осуществлении госрегистрации изменений и дополнений, связанных с реорганизацией, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа может рекомендовать юридическому лицу — правопреемнику сдать в регистрирующий орган свидетельство о госрегистрации присоединяемого юридического лица, а также печать в случае, если право на ее изготовление выдавалось регистрирующим органом.

В случае обращения за госрегистрацией изменений и дополнений, вносимых в устав, связанных с изменением местонахождения и наименования организации, какие сведения о наименовании и местонахождении отражаются в первой части заявления (прежние или новые)?

В первой части заявления (прил. 2 к постановлению Минюста от 27.01.2009 № 1) необходимо указывать прежние сведения, т.к. новые сведения приобретут силу для третьих лиц с момента их госрегистрации.

Может ли быть исключен субъект хозяйствования из ЕГР ранее 2-месячного срока с момента публикации в газете «Рэспублiка» информации о ликвидации согласно ч. 1 ст. 59 ГК?

В соответствии с ч. 1 ст. 59 ГК ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В этот срок необходимо ликвидационной комиссии принять все меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

После окончания двухмесячного срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.

В связи с этим ликвидационный баланс не может быть утвержден ранее двухмесячного срока с момента публикации в газете «Рэспублiка» информации о ликвидации субъекта хозяйствования.

Таким образом, субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР ранее двух месяцев с момента этой публикации.

При наличии каких документов необходимо исключать субъект хозяйствования из ЕГР при вынесении хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)?

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 154 Закона от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» управляющий в течение десяти дней со дня вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства должен представить указанное определение в соответствующий орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и ИП.

Определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи о ликвидации субъекта хозяйствования в ЕГР.

В соответствии с каким законодательством осуществляется ликвидация юридического лица (прекращение деятельности ИП) в судебном порядке и в последующем при каком пакете документов происходит его исключение из ЕГР?

Общие нормы о ликвидации юридических лиц определены в ст.ст. 59-62 ГК.

Постановление Пленума ВХС от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление № 18) регулирует вопросы проведения ликвидационной процедуры в судебном порядке.

Исключение из ЕГР осуществляется при предоставлении в регистрирующий орган ликвидационной комиссией (ликвидатором) документов, предусмотренных п. 12 Положения о ликвидации.

При выдаче дубликата свидетельства о госрегистрации необходимо ли субъекту хозяйствования давать информацию в газету «Рэспублiка» об утере данного свидетельства?

В соответствии с п. 17 Положения о регистрации при утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о госрегистрации дубликат этого свидетельства выдается в день обращения в регистрирующий орган с взиманием госпошлины в размере 50% ставки, установленной за госрегистрацию создаваемой (реорганизуемой) соответствующей организации либо ИП.

То есть субъектом хозяйствования подается в регистрирующий орган заявление в свободной форме и платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины. Требование давать при этом информацию в газету «Рэспублiка» об утере свидетельства о госрегистрации в Положении о регистрации отсутствует.

Требуется ли ОДО приводить субсидиарную ответственность в соответствие с п. 20 Положения о регистрации?

Декретом не установлено обязанности приведения учредительных документов в соответствие с Декретом, т. е. специально обращаться в регистрирующий орган по данному основанию не требуется.

Вместе с тем при внесении иных изменений и (или) дополнений в устав и предоставлении последних в регистрирующий орган одновременно с этим размер субсидиарной ответственности должен быть приведен в соответствие с п. 20 Положения о регистрации.

Какие документы будут подтверждать полномочия руководителя при обращении в регистрирующий орган?

Декретом не предусмотрено обязанности по выдаче удостоверений руководителя. Удостоверения руководителя, по которым закончился срок действия, не подлежат продлению и должны быть сданы в тот регистрирующий орган, который их выдал. Полномочия руководителя могут быть подтверждены приказом о назначении на должность руководителя либо предоставлением его копии, или выпиской из протокола общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица об избрании руководителем организации, или трудовым договором (контрактом) либо выпиской из него, или гражданско-правовым договором либо выпиской из него о сроке договора.

В каком падеже требуется заполнять информацию о зарегистрированном субъекте хозяйствования или ИП в свидетельстве о госрегистрации?

Новая форма свидетельства о госрегистрации как юридического лица, так и ИП, утв. постановлением № 114, предусматривает заполнение свидетельства о зарегистрированном субъекте хозяйствования или ИП в родительном падеже.

При всех ли видах реорганизации требуется представлять в регистрирующий орган оригинал свидетельства о госрегистрации?

Пунктом 15 Положения о регистрации определено, что для госрегистрации изменений и (или) дополнений в регистрирующий орган представляется в т.ч. оригинал свидетельства о госрегистрации в случае изменения наименования организации или ее реорганизации.

Каких-либо исключений для отдельных видов реорганизации Положением о регистрации не установлено. То есть оригинал свидетельства о госрегистрации должен предоставляться при всех видах реорганизации.

Следует ли вносить в базу данных ЕГР виды деятельности, указанные в уставе?

Согласно ч. 1 п. 19 Положения о регистрации в уставе юридического лица (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за госрегистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.

Регистрирующим органам необходимо вносить сведения о видах деятельности в базу данных ЕГР в случае указания последних в уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица.

Является ли основанием для неосуществления госрегистрации представленный собственником нечитаемый (утверждает, что все читалось) носитель электронной копии устава?

В соответствии с п. 13 Положения о регистрации наряду с иными документами в регистрирующий орган должен быть представлен устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf).

В случае представленного нечитаемого носителя электронной копии устава уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вправе не осуществлять госрегистрацию по основанию, указанному в абз. 2 п. 23 Положения о регистрации (непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для госрегистрации документов, определенных Положением).

Документ, подтверждающий намерение о создании коммерческой организации с полномочиями подписания заявления одному из учредителей, в случае, если их количество более трех (п. 18 Положения о регистрации), должен представляться для ознакомления либо необходимо брать копию с последующим хранением в регистрационном деле?

Каким документом подтверждаются полномочия гражданина, представляющего интересы физического лица (частное предприятие) при подаче заявления о госрегистрации? Если доверенность, то необходимо ли ее нотариальное заверение?

В соответствии с п. 18 Положения о регистрации при подаче заявления о госрегистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

В случае предъявления документа, подтверждающего намерение о создании коммерческой организации с полномочиями подписания заявления одним из учредителей (в случае, если их количество более трех) в регистрационном деле должна остаться копия (изготовленная на ксероксе), верность которой может заверить уполномоченный сотрудник регистрирующего органа с указанием должности, даты и проставлением подписи.

При подаче заявления о госрегистрации гражданином, представляющим интересы физического лица (собственника имущества ЧУП), должна быть оформлена доверенность, удостоверенная либо нотариально в соответствии с Законом «О нотариате и нотариальной деятельности», либо в соответствии с пп. 3, 4 ст. 186 ГК.

В случае изменения местонахождения организации, влекущего смену регистрирующего органа, в какой из регистрирующих органов собственнику направлять соответствующее уведомление?

Уведомление направляется в регистрирующий орган, в котором субъект был зарегистрирован до изменения местонахождения.

При смене состава учредителей (участников) в связи с выходом одного учредителя (участника) из состава учредителей (участников) каким образом необходимо заполнять заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав? Заполняется ли каждым учредителем лист «А» либо сведения о выходе заполняются в заявлении в графе «другие фактические обстоятельства»?

При смене состава учредителей (участников), связанной с выходом одного учредителя (участника) из состава учредителей, лист «А» заполнению не подлежит. В графе «другие фактические обстоятельства» указывается «да», а в графе «характер фактических обстоятельств, содержащихся в уставе (учредительном договоре — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)» указывается информация о вышедшем участнике.

Коммерческая организация находится в стадии ликвидации по решению учредителей, принятому до вступления в силу Декрета; в регистрирующий орган после 1.02.2009 г. поступает представление налогового органа на ликвидацию в упрощенном порядке. В каком порядке осуществляется ликвидация и как происходит исключение из ЕГР субъекта?

Декрет упростил процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, закрепив принцип «одного окна» во взаимоотношениях госорганов при проведении ликвидационной процедуры. Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведения направляются регистрирующему органу госорганами, а не субъектом хозяйствования. Данная процедура ликвидации была закреплена ранее Декретом Президента от 17.12.2007 № 8 и действует с 1.01.2008 г.

До 1.01.2008 г. ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана была самостоятельно обратиться в налоговые органы для получения соответствующей справки об отсутствии задолженности перед бюджетом. Наличие представления налогового органа, поступившее в адрес регистрирующего органа после 1.02.2009 г., может свидетельствовать о невыполнении ликвидационной комиссией (ликвидатором) требований по проведению ликвидационной процедуры.

В соответствии с п. 3 Положения о ликвидации коммерческая организация может быть ликвидирована по решению регистрирующего органа, хозяйственного суда либо собственника имущества (учредителей, участников) юрлица.

В соответствии с п. 7 постановления № 18 наличие решения о ликвидации (прекращении деятельности) юрлица (ИП), принятого учредителями (участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным учредительными документами, ИП, не исключает возможности обращения в хозяйственный суд с иском о ликвидации (прекращении деятельности), если принятое решение не выполняется и имеются основания для ликвидации (прекращения деятельности) в судебном порядке.

Вместе с тем принятие решения о ликвидации регистрирующим органом на основании поступившего представления налогового органа в случае, если решение принято собственником имущества (учредителями, участниками) юрлица, законодательством не предусмотрено.

То есть представление налогового органа на ликвидацию в упрощенном порядке субъектов хозяйствования оставляется без рассмотрения.

Принятие решения о ликвидации коммерческой организации дважды недопустимо, за исключением случая, установленного п. 7 постановления № 18.

Ликвидация такой коммерческой организации и исключение из ЕГР осуществляется в порядке, предусмотренном п. 3 Декрета.

Применяются ли требования подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1 при внесении изменений в устав организации и смене руководителя в части свидетельствования подлинности подписей и оттисков печати организации на карточках с их образцами уполномоченными сотрудниками банков либо требуется нотариальное свидетельствование подлинности подписей и оттисков печати организации на карточках с их образцами, нотариальное свидетельствование копии устава организации?

Декретом № 1, вступившим в силу с 1.02.2009 г., закреплен заявительный принцип госрегистрации и определен совершенно новый подход, упрощающий процедуру открытия текущих (расчетных) счетов банками.

Министерство юстиции в рамках осуществления функций по контролю за проведением госрегистрации и в связи с поступающими запросами регистрирующих органов и субъектов хозяйствования направило соответствующий запрос в Национальный банк РБ.

Письмом Нацбанка от 17.02.2009 № 11-16/65 разъяснено, что нормы подп. 2.3 п. 2 Декрета следует применять не только в отношении создаваемых после вступления в силу Декрета субъектов хозяйствования, но и в отношении созданных ранее. Кроме того, с учетом норм подп. 2.3 п. 2 Декрета карточка с образцами подписей и оттиска печати субъектов хозяйствования по банковским счетам должна быть засвидетельствована уполномоченным сотрудником банка (как при открытии, так и при ведении банковского счета).

Именно такие подходы предлагаются Нацбанком при выполнении поручения Президента РБ (п. 5 Декрета) о приведении актов законодательства в соответствие с Декретом и принятии иных необходимых мер для его реализации.

Источник: www.minjust.by