$

2.1061 руб.

2.3990 руб.

Р (100)

3.1953 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА

18.02.2011

Комитет экономики Мингорисполкома озабочен тем, что интерес частного бизнеса к оптовой торговле все еще значительно выше, чем к производственной сфере. Это во многом определяет проблему активного импорта и, как следствие, отрицательного сальдо внешней торговли не только столицы, но и всей страны. Как исправить ситуацию — обсуждали в минувшую пятницу на совместном совещании городских властей, представителей науки и реального сектора.

Из 9,6 млрд. USD отрицательного сальдо внешней торговли товарами за 2010 г. столица сформировала почти 8 млрд. USD, обозначила проблему первый заместитель председателя комитета экономики Мингорисполкома Татьяна Кравченко. Импортом в столице занимаются более 7 тыс. субъектов хозяйствования, а экспортируют — менее 2 тыс. Такая картина отчасти объясняется тем, что Минск выполняет функцию оптового центра: товары, ввезенные столичными фирмами, потом продаются по всей республике. Однако в Мингорисполкоме убеждены, что производственный потенциал города используется далеко не полностью, соотношение импортеров и экспортеров может и должно быть в пользу последних. Правда, несмотря на госпрограмму стимулирования экспортеров, льготы по НДС при поставках продукции за рубеж, а также иные меры поддержки, предпринимателям производить продукцию неинтересно — значительно интереснее ее импортировать, посетовала Т.Кравченко.

По словам представителей Мингорисполкома, сейчас эта проблема активно обсуждается на разных уровнях. Рассматриваются различные идеи исправления ситуации, в т.ч. проведение очередной девальвации белорусского рубля (как одномоментной, так и постепенной), использование разного рода ограничительных мер по отношению к импортерам, создание технопарков и технозон для стимулирования производственного бизнеса, вхождение столичных предприятий в структуру транснациональных корпораций и даже ограничение объемов строительства жилья, которое во многом стимулирует импорт. Правда, уже сегодня очевидно, что не все из вышеперечисленных мер годятся для достижения цели. Так, девальвация усложнит обслуживание растущего государственного долга, едва ли помогут и разного рода запреты на импорт. «Это не работает и экономического эффекта не дает, а все легальное, за что мы боремся, перерастает в нелегальное», — отметила Т.Кравченко.

Не удается пока решить проблему дисбаланса внешней торговли и за счет привлечения иностранных инвесторов. В столице они в основном строят торговые объекты и гостиницы, при этом отдают предпочтение импортным стройматериалам (а порой и иностранной рабочей силе), а построив, начинают активно торговать зарубежными товарами, что только увеличивает отрицательное сальдо внешней торговли. По словам заместителя председателя комитета экономики Мингорисполкома Дениса Еременко, при рассмотрении производственных проектов многих инвесторов пугают риски. Отчасти они связаны с нестабильным законодательством. Так, инвесторы, вложившие деньги в проекты до появления Декрета от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», понесли большие расходы, чем те, кто инвестировал в рамках данного акта законодательства. Кроме того, многие инвесторы работают в рамках отдельных указов Президента. Все это искажает конкурентные условия.

Потенциальные инвесторы могли бы ослабить проблему рисков посредством их страхования. Однако такие расходы они также не спешат нести. Возможно, их необходимо взять на себя государственному бюджету, предположил чиновник. При этом должно быть создано стабильное законодательное поле для инвесторов не менее чем на 10 лет.

В то же время председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин советует делать ставку не на иностранных инвесторов, потому что они так или иначе нацелены на вывоз капитала из страны, а на белорусских предпринимателей. Вот только их инициативность по ряду причин не находит применения. Многие из них не имеют стартового капитала, чтобы реализовать серьезный производственный проект, а получить денег в банке не получается, поскольку нечего предоставить в залог. Те же, кто смог наладить производство, сталкиваются с проблемой сбыта своей продукции, и в особенности это касается промежуточных товаров. Представители малого и среднего бизнеса практически выпали из программ импортозамещения. «Большинство наших попыток получить достоверную информацию о том, что закупается нашими ведущими предприятиями, заканчивались провалом. Лишь немногие из них прислали нормальные списки, и мы с ними начали работать», — жалуется руководитель бизнес-союза. Крупные госпредприятия, а точнее их менеджеры, не заинтересованы в размещении заказов на малых белорусских предприятиях. «Им куда интереснее ездить по загранкомандировкам и покупать импорт», — считает А. Калинин.

Начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский и вовсе намекнул на коррумпированность снабженцев госкомпаний: «Под Минском что ни коттедж — то принадлежит либо бывшему начальнику отдела снабжения крупного завода, либо нынешнему. Ни для кого это не секрет».

Разумеется, малые производственные предприятия могут поискать покупателей за рубежом, в той же России. Однако тут, по мнению руководителя БСП, картину портит принцип взимания НДС по стране назначения, или точнее — привязка льготы по нулевой ставке налога для экспортеров к факту уплаты НДС контрагентом. В условиях, когда белорусские поставщики несут финансовую ответственность за исполнение налоговых обязательств российскими фирмами, многие просто не отваживаются поставлять продукцию в РФ. Крупные поставщики, чтобы обеспечить уплату НДС в российскую казну, организовали там торговые дома. Малому бизнесу такое удовольствие не по плечу, к тому же, по оценкам БСП, создание и поддержание собственной товаропроводящей сети увеличивает себестоимость продукции до 10%. Чтобы избежать лишних расходов, многие предприниматели создают производства в России, тем более что там и налоговая нагрузка меньше.

Очевидно, властям всех уровней следует сосредоточиться не только на исправлении дисбаланса внешней торговли товарами, но и использовать потенциал торговли услугами. Тем более что импортоемкость услуг, в отличие от большинства товаров, минимальна. Однако чиновники этого пока не понимают, считает председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского Георгий Бадей. Почему-то посодействовать продаже за рубеж трактора или МАЗа многие считают за свою прямую обязанность, притом что в технике до 70% импортных комплектующих и наращивание объемов ее производства автоматически увеличивает импорт промежуточных товаров. Зато, когда недавно международные перевозчики подняли перед правительством вопрос о компенсации за счет госбюджета расходов по подготовке кадров, им ответили: это вы должны делать за свой счет.

В целом участники совещания в Мингорисполкоме сошлись во мнении, что проблема высокого отрицательного сальдо внешней торговли выходит за рамки отдельно взятого региона. Для ее преодоления понадобится провести ряд комплексных реформ. И вряд ли эффект будет быстрым, скорее, первые плоды улучшения удастся собрать лишь в среднесрочной перспективе.
 
Алесь ГЕРАСИМЕНКО