$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Реформы неизбежны

23.12.2008

     В следующем году транспортники должны особое внимание уделить оптимизации и реформированию отрасли, а также привлечению инвестиций, считает руководитель ведомства Владимир СОСНОВСКИЙ. В условиях экономического спада эта задача становится особенно актуальной.

- Владимир Георгиевич, не помешает ли наступивший мировой кризис планировавшимся преобразованиям транспортного комплекса?

— Изменения в транспортной отрасли неизбежны. Они связаны с доведенными до нас новыми параметрами социально-экономического развития. Так, потребуется оптимизация работы как всей системы, так и отдельных видов транспорта. Это непростая задача, поскольку у каждого предприятия — свои проблемы, конъюнктура, возможности, показатели. Заметное влияние окажут внешние факторы — глобальные изменения на рынках пассажирских и грузовых услуг.

   Разумеется, в полной мере коснется нашей сферы и начатая правительством либерализация законодательства, которая повлияет на работу того же автотранспорта, где значительна доля частного сектора и для повышения эффективности не нужны огромные объемы инвестиций. Считаю, что облегчение правил ведения хозяйственной деятельности без значительных затрат государства приведет к росту числа перевозчиков и увеличению их доходов.

- Коснутся ли изменения БелЖД?

-Да. Принято решение выработать действенные меры по привлечению на железную дорогу частного капитала. Одной из них может стать обновление тарифов за счет изъятия так называемой «вагонной составляющей» (заложенных в тариф расходов по эксплуатации вагонов), что позволит снизить стоимость услуг на 30%. Полагаю, это неплохой стимул для бизнеса — закупить собственные вагоны, поскольку перевозки будут обходиться уже значительно дешевле.

- Каким образом планируется развивать авиацию?

— К сожалению, нынешняя эффективность экономической деятельности наших компаний не позволяет им самостоятельно планировать дорогостоящие покупки. Чтобы не отдать рынок иностранным операторам, государство старается оказывать отрасли поддержку. В частности, из бюджета выделяются средства на приобретение самолетов через лизинг. При ввозе техники предусмотрены нулевые таможенные ставки, не взимается НДС. Создаются максимально привлекательные условия для привлечения на отечественные предприятия иностранного капитала.

   Впрочем, несмотря на все прилагаемые усилия, результаты нашей работы оставляют желать лучшего. Трудность поиска партнеров объясняется значительными затратами и высокими рисками. Но мы все же сохраняем надежду договориться с крупными компаниями. Например, по предварительной оценке, российскому бизнесу было бы целесообразно создать у нас СП, ориентированные на рынок РФ.

- В Беларуси довольно большой речной флот. Также есть планы покупки морских судов. Будут ли они реализованы? Каковы перспективы использования и развития существующих в республике водных путей?

— Морского флота у нас нет, но его создание действительно планируется. В наших планах — приобретение двух кораблей. Полагаю, что к практической реализации проекта приступим в ближайшее время — мировая конъюнктура благоволит такой сделке.

   Но нужно учитывать и внутренние факторы. Инвесторам, которые могут поучаствовать в создании коммерческого флота, необходимы гарантии использования и загрузки транспорта. Мы смотрим на вещи более реально, сразу же рассчитывать на значительное число заказов затруднительно.

   По нашему мнению, необходимо двигаться вперед постепенно. Сначала понадобится создать определенные преференции, гарантировать некоторый объем грузовой базы (например, за счет калийных удобрений). Для этого инициируется принятие соответствующего указа главы государства.

   Развитие речного транспорта в ближайшие годы также затруднено. На рост объемов перевозок можно рассчитывать, только если более адекватными станут грузовые железнодорожные тарифы внутри страны, которые сегодня даже ниже нулевой рентабельности. Если здесь ситуация изменится, востребованность альтернативных вариантов доставки товаров возрастет.

   В то же время мощностей у речного транспорта сегодня более чем достаточно. Причем в ближайшее время планируется их рост. Это позволяет нам рассчитывать на увеличение объема перевозок на 30% ежегодно. В следующем году может быть достигнут рубеж в 5-6 млн.т (еще несколько лет назад было 2 млн. т). Отмечу, что при необходимости можно увеличить этот показатель до 12 млн. т.

   Дальнейшее развитие перевозок обеспечено в том числе и благодаря качеству водных путей. Сейчас в стране их более 2000 км. Все они соответствуют необходимым требованиям и поддерживаются в работоспособном состоянии при помощи бюджетных ассигнований (ежегодно 5-6 млрд. Br). В частности, средства идут на реконструкцию Днепро-Бугского канала, модернизируем гидроузлы, шлюзы.

   Что касается пассажирских перевозок, то они будут расти только с развитием туризма. Пока же в организации регулярных маршрутов по водным путям необходимости нет.

Эдуард ТРОШИН