Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проекты
28.06.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реформу АПК начинаем с личных подсобных хозяйств?

Палата представителей приняла в первом чтении проект закона "О личных подсобных хозяйствах граждан"...

Палата представителей приняла в первом чтении проект закона "О личных подсобных хозяйствах граждан".

Таким образом, реформирование агропромышленного комплекса (вице-премьер Александр Попков употребляет иной термин -- совершенствование АПК) Палата представителей начала с наиболее эффективно действующего сектора -- личного подсобного хозяйства, которое до сих пор неплохо функционировало и без специального закона.

Нужен ли такой закон? Специалисты АПК считают, что он просто необходим. Наверное, они правы. Другое дело, что принятый в первом чтении документ требует серьезной доработки. И непонятно, почему колхозы и совхозы, владеющие основной массой пахотной земли, остались пока что вне поля зрения депутатов, а изменения в закон о фермерских хозяйствах отправлены на доработку. Минсельхозпрод же, взяв инициативу в свои руки, решил "сделать все возможное, чтобы личные подсобные хозяйства не ослабевали, а укреплялись".

Что такое личное подсобное хозяйство? Раньше это был приусадебный участок в 25--30 "соток", на котором крестьянин выращивал картофель и овощи для своей семьи, потом размер участка разрешили увеличить до гектара, сейчас -- до трех.

Всего в Беларуси насчитывается 1265 тыс. таких хозяйств, они занимают 15% общей площади сельскохозяйственных угодий республики и производят, по данным за 2000 год, почти 40% молока, 20% мяса, 90% картофеля, примерно 80% овощей, ягод и плодов. Сегодня, когда на селе зарплату даже в 20--30 тыс. не выплачивают месяцами, эта земля буквально помогает сельчанам выжить.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый считает: необходимость принятия закона обусловлена тем, что роль личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве республики с каждым годом возрастает, что и является основанием для более пристального внимания государства к ним.

Согласно проекту "личное подсобное хозяйство граждан -- это сфера хозяйственно-трудовой деятельности граждан Беларуси по производству сельхозпродукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных в пожизненное наследуемое владение и переданных им в частную собственность, аренду, для ведения подсобного хозяйства". Занятие производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции, дающее человеку дополнительный доход, в данном случае не относится к предпринимательской деятельности.

В ОВАЛЬНОМ зале спорили по поводу того, расширяет или сужает этот закон (в случае его принятия) права владельца личного подсобного хозяйства. Думаю, документ подготовлен таким образом, что защитить сельского жителя он не может. Почти весь текст этого небольшого законопроекта, состоящего всего лишь из 13 статей (причем две последние из них касаются сроков вступления документа в силу и приведения в соответствие с ним актов законодательства), пестрит отсылочными нормами, а некоторые статьи и вовсе состоят из них полностью. Так, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, уплачивают налоги "в соответствии с налоговым законодательством" (ст.8), они могут получить кредит "в соответствии с банковским законодательством" (ст.9), а возникающие споры "разрешаются судом в соответствии с законодательством Республики Беларусь" (ст.10).

В статье 5 перечислены обязанности граждан. Они должны использовать земельные участки эффективно, "в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления", повышать их плодородие, соблюдать зоогигиенические нормы и ветеринарные правила содержания животных, агротехнические требования возделывания сельхозкультур.., "а также иные требования и правила, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, установленные законодательством".

Как видим, перечень обязанностей граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, закон позволяет дополнять бесконечно. Причем почти каждый абзац документа вызывает вопросы. Например, кто будет определять: эффективно или неэффективно используется земельный участок? И вообще что следует понимать под эффективностью? Высокие урожаи капусты или огурцов с каждого квадратного метра? А если, например, часть доставшихся по наследству от родителей 40 соток дети отвели под цветник или под лужайку для отдыха? Это будет считаться эффективным использованием?

Хорошо, если сотрудники Минсельхозпрода, которые будут разрабатывать проекты тех или иных нормативных актов в развитие закона, с пониманием отнесутся к подобным коллизиям и не наломают дров.

Да, законопроект констатирует, что вмешательство госорганов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается. Если же права граждан нарушены, то они могут предъявлять требования по возмещению причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды и морального вреда, а также по восстановлению нарушенных прав.

Но ведь это довольно декларативные нормы. Конкретный механизм защиты граждан от всесильного государства, точнее, от произвола отдельных его чиновников, в документе не прописан.

ПРИ обсуждении законопроекта депутатов больше всего волновал вопрос сбора статистических данных о произведенной сельхозпродукции. Они составляются уполномоченным органом статистики на основании сведений сельских и поселковых Советов, "а также проводимых в установленном законодательством Республики Беларусь порядке единовременных учетов и обследований личных подсобных хозяйств и иных сведений".

По словам ряда депутатов, одно лишь появление в деревне "учетчиков", которые попытаются подсчитать, сколько на подворье гуляет кур и растет яблонь в саду, способно дестабилизировать обстановку. Ведь люди старшего поколения хорошо помнят время, когда любая живность, каждое фруктовое деревце обкладывались налогом. Телят прятали, поросят на время "визита" уполномоченных в деревню выгоняли в поле, и они становились на какой-то срок ничейными. Именно тогда в Западной Беларуси под корень вырубили богатейшие сады. Их уничтожили сами хозяева, не имевшие возможности платить налоги. Депутаты опасались, не собирается ли государство воспользоваться опытом хрущевских времен? Поскольку денег в бюджете нет, считают они, то дополнительные поборы с личных подворий весьма вероятны.

ЕСЛИ говорить о положительных моментах принятого в первом чтении законопроекта, то к ним прежде всего следует отнести статью 7 "Государственная поддержка личных подсобных хозяйств". Местная власть -- сельские и поселковые исполнительные и распорядительные органы -- будет создавать коммунальные унитарные предприятия (с консультационными пунктами и пунктами проката сельхозтехники, гужевых и других средств) по оказанию гражданам услуг по возделыванию сельхозкультур, уборке урожая, заготовке кормов, топлива, обработке земельных участков и т.п.

Государство окажет помощь в реализации излишков сельхозпродукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, продаст их владельцам племенной молодняк скота, птицы, удобрения, посадочный материал, корма для скота.

Местная власть в помощь владельцам подсобных хозяйств при необходимости обеспечивает строительство дорог, линий радио- и электропередач, а также водоснабжение, газификацию, телефонизацию, мелиорацию земель. Финансирование этих работ возлагается на республиканские и местные бюджеты.

Сегодня большинство сельских жителей, особенно пенсионеры, ведущие личные подсобные хозяйства, могут лишь мечтать о таких условиях. Пока что им приходится кланяться колхозному начальству, чтобы получить трактор или лошадь для вспашки огорода, уборки картофеля. Многие из них не могут содержать даже одну корову из-за нехватки кормов.

Вот только давайте зададимся вопросом: где наши нищие сельские Советы возьмут лошадей, технику или финансовые средства для создания таких "коммунальных унитарных предприятий"? Об этом в законопроекте -- ни слова. Что же касается строительства дорог и создания другой инфраструктуры, то найдутся ли для этого средства в бюджете? Ведь сегодня газифицированы далеко не все даже крупные деревни, причем именно из-за отсутствия денег.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by