Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реформа ЖКХ

Многоликие Янусы Сделать коммунальную сферу прозрачной и выгодной для всех -- основная цель реформаторов. Об этом, в частности, шел разговор на недавней конференции с участием представителей коммунальных служб Беларуси в Международном образовательно...
Многоликие Янусы

Сделать коммунальную сферу прозрачной и выгодной для всех -- основная цель реформаторов. Об этом, в частности, шел разговор на недавней конференции с участием представителей коммунальных служб Беларуси в Международном образовательном центре, организатором которого выступили немецкий фонд им. Фридриха Эберта и общественное объединение "Малый бизнес". Мероприятие лишний раз подтвердило, что вопросов здесь очень много и единого взгляда на эту проблему нет.

Как заметил один из участников форума, реформы в ЖКХ выполняют роль своеобразного социального амортизатора. Не наведя порядок в этой сфере, нельзя будет поднять экономику страны. А потому их необходимо рассматривать вместе с концепцией социально-экономических преобразований в государстве.

Сегодня же ситуация такова, что из-за низких доходов подавляющего большинства населения коммунальщики пока не могут повысить плату за содержание жилья и коммунальные услуги до 100%. Без чего реформа будет неполноценной. Впрочем, по словам начальника управления Минжилкомхоза Эдмунда Гришкевича, многие граждане предпочитают сохранение минимальной оплаты жилищно-коммунальных услуг повышению качества обслуживания.

Основной проблемой нынешней системы управления недвижимостью является то, что ЖЭСы и ЖРЭО, подобно многоликим Янусам, выступают одновременно собственниками жилищного фонда, заказчиками и подрядчиками. Что, естественно, сказывается на цене и качестве предоставляемых услуг. Резервы снижения их стоимости -- в развитии конкуренции. Однако эксплуатация и ремонт жилищно-коммунальных объектов сегодня непривлекательны для развития частного предпринимательства, отсутствует экономическая основа для активизации хозяйственной инициативы жильцов.

Как утверждают представители жилищно-эксплуатационных служб, ЖЭСы и ЖРЭО загнаны в тупик. С одной стороны, государство не дает им свободы, с другой -- средств для того, чтобы справиться с задачами по содержанию жилья. Инфраструктура государственная, а жилье -- частное. Все обезличено. Коммунальщики собирают деньги на капремонт, но не знают, на какой дом они пойдут. И потом, как можно акционировать ЖЭСы, если они не являются собственниками основных фондов?

По словам директора минского ЖЭСа N 34 Николая Непогоды, изменения, которые проводятся, правильные. На базе ЖЭСов необходимо создавать акционерные общества, на базе жилых домов -- товарищества собственников, заключать с АО договоры на техническое обслуживание. Вопрос лишь в финансировании и качестве обслуживания жилого фонда. "Для ЖЭСов неважно, откуда они будут получать деньги -- от населения или из бюджета".

Кто-то из участников для сравнения качества жилищно-коммунальных услуг и их объема у нас и на Западе предложил обратиться к валовому внутреннему продукту. И оказалось, что если в Европе он на душу населения составляет 20--25 тыс. евро, то в Беларуси -- почти вчетверо меньше. При этом тепла, воды, электроэнергии мы потребляем больше, чем страны ЕС, хотя средняя площадь на человека у нас вдвое ниже (20--22 м^2 против 40 м^2). Как видим, резервы экономии, а вместе с ней снижения затрат имеются.

Одним из направлений реформирования жилищно-коммунальной службы является создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Последние стали развиваться после принятия в 1998г. Жилищного кодекса и Закона "О совместном домовладении". Фактически это прототипы упраздненных в 80-х годах прошлого века домоуправлений, которые были преобразованы в ЖЭСы и ЖРЭО.

Сегодня в Беларуси насчитывается 150 таких товариществ, из них 72 функционируют в Минске. По словам председателя общества собственников жилья Эдуарда Латушко, основная цель ТСЖ -- объединить людей, сделать их коллективом единомышленников, в том числе в правовом отношении.

Первые ТСЖ основывались исключительно на желании людей самим распоряжаться своим имуществом, диктовать условия ЖЭСам. "Каждое товарищество само решает, как оно будет обслуживаться: через создание собственной службы путем найма специалистов (сантехников, электриков, инженеров), через договоры с ЖЭСом и т.д., -- говорит Э.Латушко. -- Однако выбор у них сегодня невелик. Коммерческих структур в стране крайне мало, поэтому большинство ТСЖ стараются обслуживать себя сами".

Представители Минжилкомхоза признают, что создание товариществ продвигается медленно, этот процесс в свое время был пущен "на самотек". ТСЖ не всегда находили понимание и поддержку местных властей, поскольку считалось, что они порождают конкуренцию ЖЭСам. Инициированные министерством более 70 собраний по созданию ТСЖ показали, что люди попросту не знают, что есть подобные способы управления.

* * *

ТСЖ и ЖЭСЫ: вместе веселей?

Однако попытка добиться роста ТСЖ с помощью административных мер властям не удалась. "Силой загнать собственника или организацию в ТСЖ у государства пока не получается, -- отметил Э. Гришкевич. -- Сегодня жильцы не хотят заниматься самоуправлением, создавать товарищества, потому что для них выгоднее обратиться в госструктуру, которая выполнит все необходимое. Надо менять менталитет людей".

Нынешние экономические условия вынуждают активизировать работу по созданию товариществ. Если повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги продолжится, собственника или жильца-нанимателя, естественно, будет волновать целевое расходование денег, которые он платит ЖЭСам. Представитель Минжилкомхоза посетовал, что население в своем большинстве не заботится о сохранности жилищного фонда и коммунальных объектов. Это и неудивительно, ведь на протяжении десятилетий граждан методично отучали быть собственниками, пропагандируя принцип "Все вокруг колхозное...".

Э.Латушко считает, что основные причины, по которым люди отказываются создавать ТСЖ, как правило, имущественные: нежелание застройщиков передавать общие права на имущество товариществам. Проблема также в том, что ТСЖ не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, хотя заработанные деньги могли бы направляться на улучшение условий проживания, качества обслуживания. "Товарищества собственников, созданные пару лет назад, пока не сталкивались со многими серьезными проблемами, о которых знают ЖЭСы и ЖРЭО. Но недалек час, когда вопросы капитального ремонта, аварийных ситуаций и т.д. встанут и перед ними. И тех денег, которые они сегодня аккумулируют на своих счетах, едва ли хватит".

Кроме того, у товариществ, по словам Э. Латушко, ощущается острая нехватка профессионалов для обслуживания жилого фонда, ведения финансовой отчетности. К слову, из-за незнания законодательства далеко не все ТСЖ пользуются льготами и дотациями, предоставляемыми государством для обслуживания жилья. А ведь на товарищества собственников распространяется льготное финансирование, они освобождены от НДС по реализации населению жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг.

На конференции звучали мнения и о том, что реформирование ЖКХ не должно разделить всех, кто работает в этой системе, на два враждующих лагеря. В ЖЭСах и ЖРЭО трудится много грамотных, квалифицированных специалистов, и надо, чтобы они также видели перспективу своей работы. Этим структурам не должны противопоставляться ТСЖ и малые предприятия, которые будут созданы. Кстати, из руководителей ЖЭСов могли бы получиться неплохие управляющие компаний. Надо вовлечь их в этот процесс. Сегодня же многие коммунальщики считают, что у них хотят отнять работу и не предложить ничего взамен.
 
* * *

Попытки (по-другому это назвать пока трудно) реформирования жилищно-коммунального хозяйства напоминают известную ситуацию про "верхи" и "низы", когда первые не могут, а вторые не хотят. Решившись на преобразования в этой более чем щекотливой сфере, затрагивающей интересы каждого гражданина, государство фактически оказалось между Сциллой и Харибдой, то есть между ограниченными финансовыми возможностями населения и давно назревшей необходимостью перевода ЖКХ на рыночные рельсы.