$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Реформа «упрощенки»:

15.08.2008

В рамках проводимой работы по совершенствованию налогового законодательства в Беларуси в очередной раз намерены реформировать упрощенную систему налогообложения. Судя по проекту указа Президента, новшества предлагаются весьма радикальные. Возможно, разработчикам документа удастся наконец «двинуть упрощенку в массы». Для этого предполагается заинтересовать малый бизнес в применении УСН не только за счет более простого исчисления налогов, но и заметного снижения их ставок.

Напомним, что Указом Президента от 9.03.2007 № 119 было утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения. До этого «упрощенка» практически не применялась, хотя действовал Закон «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Например, в одной из налоговых инспекций Минска на учете стояло всего два плательщика, которые перешли на УСН. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других регионах.

После принятия Указа № 119 положение ощутимо изменилось. Однако выявились и существенные недостатки, препятствующие массовому распространению УСН. Некоторые из них пытались устранить, внося изменения и дополнения в Указ № 119, которых только за полтора года было уже четыре. Но они не смогли переломить ситуацию и сделать применение УСН действительно массовым и выгодным для малого и среднего бизнеса.

Подготовленный с учетом выявленных проблем проект указа содержит ряд серьезных новшеств.

Во-первых, существенно повышены предельные размеры выручки, позволяющие субъектам предпринимательской деятельности применять УСН. При этом критерии численности работников в проекте остались прежними. Напомним, что сейчас могут перейти на «упрощенку» организации при одновременном соблюдении критериев средней численности работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и ИП, если размер валовой выручки у них составляет не более 450 млн. Br и свыше 450 млн. Br, но не более 1500 млн. Br. Также применять УСН могут субъекты предпринимательской деятельности с численностью работников свыше 15 до 100 человек включительно, если их выручка не превысит 1500 млн. Br. Согласно проекту указа этот порог увеличен до 750 и 2625 млн. Br.

Во-вторых, одним из наиболее существенных недостатков действующей УСН являются высокие налоговые ставки. Поэтому многие субъекты предпринимательской деятельности пока предпочитают платить налоги в общеустановленном порядке. Проектом предусмотрено снизить ставки налога при УСН с 10% до 8% — для тех, кто не платит НДС, и с 8% до 6% — для плательщиков НДС. Значительно, с 20% до 15%, уменьшится ставка налога для организаций розничной торговли и общепита, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

В-третьих, право на применение льготных ставок налога в размере 5% без уплаты НДС и 3% при его уплате в проекте предусматривается для организаций и ИП с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах, а также в населенных пунктах, включенных в перечень малых и средних городских поселений в соответствии с приложением 2 к Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, утв. Указом Президента от 7.06.2007 № 265. Сейчас льготные ставки предусмотрены также для резидентов населенных пунктов, преобразованных (подлежащих преобразованию) в агрогородки в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утв. Указом Президента от 25.03.2005 № 150.

В-четвертых, устраняются проблемы, связанные с понятием и определением выручки. Алгоритм ее исчисления, в том числе с учетом специфики отдельных видов деятельности, также изложен в проекте.

Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 чел., и ИП, валовая выручка у которых не превышает 1000 млн. Br в год, занимающиеся розничной торговлей и общепитом, вправе будут использовать в качестве налоговой базы валовой доход. Сегодня предел валовой выручки для использования такой базы составляет 600 млн. Br. При этом в проекте оговорено, как определить валовой доход и что является покупной стоимостью товаров. Это до сих пор вызывает затруднения у налогоплательщиков.

В-пятых, устраняется один из главных недостатков, препятствующих массовому распространению УСН: меняются сроки перехода на «упрощенку». В проекте предусмотрено право применять ее с начала любого календарного квартала, а не с начала года, как это делается сейчас.

Чтобы перейти на УСН, согласно проекту указа, надо будет не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого решено применять УСН, представить в налоговый орган соответствующее заявление, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые 9 месяцев года, предшествующего году, в котором осуществляется переход, о средней численности работников за каждый месяц, а также о выбранной налоговой базе. К слову, порядок определения средней численности работников также скорректирован.

В-шестых, в проекте изменены и условия для прекращения применения УСН. Такие коррективы связаны с изменением сроков перехода на УСН на квартальные и увеличением предельного размера выручки, при котором придется прекратить использовать УСН. Сейчас таким критерием выручки является превышение суммы 2000 млн. Br, нарастающим итогом в течение календарного года, а по проекту выручка должна превысить 3500 млн. Br.

Согласно проекту новый указ может вступить в силу с 1.01.2009 г. Если это произойдет, то в будущем году, вероятно, мы увидим массовый приток «упрощенцев». Это создаст более благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране.

Валерия ГЕРАСИМОВА