$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Реформа соцстраха

07.10.2008

Жизни пенсионеров (если это не военно-милицейский пенсионер или бывший госслужащий) вряд ли кто сегодня позавидует. О том, что надо что-то делать, разговоров много. Но возможно ли сохранить социальные гарантии и уменьшить издержки для отечественной экономики?

Точка отсчета

Нынешняя система государственного пенсионного обеспечения мало чем отличается от применявшейся в СССР. Сегодня в Беларуси выплачиваются пенсии по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет и особые заслуги. Сохраняются многочисленные льготы, включая досрочный выход на пенсию (более 20 оснований) и надбавки. На начало 2008 г. около 15% пенсионеров вышли на «заслуженный отдых» досрочно на 5-10 лет и на льготных основаниях.

С другой стороны, размер пенсий весьма слабо увязан с продолжительностью и размерами фактически уплаченных страховых взносов.

Ставки взносов на пенсионное страхование составляют 29% для нанимателей от всех выплат в денежном и натуральном выражении, включаемых в фонд оплаты труда, и 1% — для работников; на социальное страхование — 6% от фонда зарплаты. Для отдельных категорий плательщиков предусмотрены льготные тарифы взносов.

Отдельно за счет дополнительных взносов с нанимателей осуществляется страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. За счет этих средств Белгосстрах компенсирует Фонду соцзащиты населения расходы на выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями.

Финансирование социальных пенсий, выплачиваемых нетрудоспособным гражданам, не имеющим по объективным причинам необходимого трудового стажа, пенсий и пособий военнослужащим и работникам правоохранительных органов, доплаты за особые заслуги и государственным служащим за выслугу лет осуществляется за счет бюджета, т. е. из налоговых поступлений.

Деятельность Фонда осуществляется за счет страховых взносов, предназначенных исключительно для пенсионного и социального страхования. Временно свободные средства Фонда капитализируются в основном путем размещения на депозиты в банках или покупки государственных ценных бумаг с зачислением полученных доходов в общие текущие поступления. Причем до 5% доходов от капитализации разрешено направлять на научно-техническое развитие Фонда и материальное поощрение его работников.

Индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах выполняет пока только учетные и информационные функции.

Такая система пенсионного и социального страхования, на первый взгляд, обеспечивает относительно высокие гарантии соцзащиты. Расходы на выплату пенсий в 2007 г. составили 9,2% к ВВП. Коэффициент замещения, характеризующий уровень компенсации пенсией утерянного по разным причинам (возраст, инвалидность, потеря кормильца) заработка, стабильно составляет 41-42%. Такие показатели вполне сравнимы с экономически развитыми странами.

Фактический же уровень пенсионного обеспечения в нашей стране остается низким. Хотя средний размер пенсий из года в год растет, но лишь незначительно превышает минимальный потребительский бюджет, а размеры пенсий более 20% пенсионеров находятся на уровне бюджета прожиточного минимума.

При этом такие результаты достигаются очень высокой налоговой нагрузкой. Совокупный тариф обязательных страховых взносов с учетом вводимой с 2009 г. системы профессионального пенсионного страхования и страхования от несчастных случаев достигнет около 37% зарплаты. Столь высоких тарифов нет ни в одной из развитых стран. Так, в среднем в ЕС эти тарифы составляют от 5 до 20%.

Все это говорит о необходимости коренных перемен в системе социального страхования в РБ.

Куда податься

Для определения возможных вариантов снижения совокупной ставки страховых взносов без уменьшения уровня выплачиваемых пенсий следует руководствоваться тремя основными принципами.

Четкое разграничение государственного обеспечения и социального страхования. Часть расходов на соцзащиту, связанную с содержанием нетрудоспособных и малоимущих граждан, а также лиц, связанных с осуществлением гособязанностей и пострадавших при этом, должно брать на себя исключительно государство, финансируя их из бюджета.

Государственное социальное страхование должно помочь пенсионерам сформировать приемлемый жизненный стандарт за счет обязательных страховых взносов из зарплаты и финансированием выплат на паритетных началах между государством, работодателями и работниками.

В странах ЕС доля бюджета в финансировании пенсий и социальных пособий (без учета расходов на медицинское страхование и здравоохранение) составляет от 10-15% (Голландия, Бельгия, Германия) до 40 — 45% (Англия, Дания, Ирландия).

У нас этот принцип реализован формально. Трансферты из бюджета на возмещение выплаченных ФСЗН социальных пенсий, доплат за особые заслуги и госслужащим за выслугу лет, некоторых семейных пособий в 2007 г. сократились по сравнению с 2005 г. почти в 24 раза. В общих расходах Фонда доля затрат на пенсии и пособия, подлежащие финансированию из бюджета, составляет немногим более 3%, что соответствует 1,1% ставки обязательных страховых взносов. На эту часть уже можно снизить совокупную ставку страховых взносов.

Сейчас из бюджета финансируются только пенсии военнослужащих и работников правоохранительных органов, и то не все. Выплата пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и членам их семей осуществляется из средств Фонда.

Таким образом, перераспределение обязательств по расходам на соцобеспечение между бюджетом и Фондом является реальным резервом снижения страховых взносов.

Социальная справедливость и заинтересованность всех участников в системе обязательного социального страхования.

Размеры взносов и выплат следует увязать между собой. Именно этой цели должен служить индивидуальный персонифицированный учет. Реализация данного принципа не зависит от способа финансирования и вполне реальна для Беларуси. Благо, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Один из них — выделение страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по дифференцированным ставкам. Они имеют приемлемый для нанимателей уровень и целевое назначение.

Однако в основном формирование и расходование средств Фонда осуществляется пока по принципу «общего котла» без учета вероятности наступления социальных рисков и размеров взносов.

В 2005-2007 гг. средний размер тарифа на пенсионное страхование стабильно не превышал 25% (в 2007 г. — 24,5%) при действующей ставке 29% с нанимателей и 1% — с работников. Это говорит о том, что для всех пенсионных выплат, осуществляемых Фондом, включая финансируемые из бюджета, достаточно ограничить страховые взносы на уровне 25%. Дополнительные же поступления сегодня используются отнюдь не на пенсии.

Расходы ФСЗН на выплату пенсий в 2005-2007 гг. составляли 25-26,7%, пособий — 4-4,7% (при ставке 6%). Значительная часть поступлений уходит на материально-техническое обеспечение деятельности ФСЗН и направляется на капитализацию, доходы от которой за 3 последних года возросли в 4,4 раза.

Конечно, это не значит, что можно немедленно снизить действующие ставки страховых взносов. Но резервы для этого есть. Можно реформировать нынешнюю практику расчета трудовых пенсий на основе учета по данным индивидуальных персонифицированных счетов с начала 2003 г. с тем, чтобы корректировать на эту величину размеры назначаемых пенсий. Такой расчет части пенсии по старой схеме и дополнительной — исходя из величины уплаченных с 2003 г. страховых взносов — позволит постепенно перейти к общепринятому определению размера пенсий исходя из страхового стажа, суммы уплаченных взносов и прогнозируемой продолжительности жизни пенсионера.

Финансовая устойчивость системы. Она предопределяется прогнозируемой демографической ситуацией. С 1994 г. в Беларуси сокращается численность населения. Удельный вес пожилого населения возрос до 26%, а соотношение занятых в экономике и пенсионеров уменьшилось с 2,2: 1 до 1,6: 1 и, по прогнозам, будет снижаться далее. Но и в этой ситуации сохранение действующих тарифов страховых взносов не гарантирует стабильности системы социального страхования. Ведь усиление налогового давления на экономику вызовет замедление темпов экономического роста.

В целях повышения финансовой устойчивости системы следовало бы, во-первых, отказаться от некоторых действующих льготных ставок взносов на пенсионное страхование. Во-вторых, увеличить с 1% до 2-3% ставки страховых взносов, уплачиваемых работниками, сохранив за Фондом функции капитализации общей суммы временно свободных средств на депозитных счетах в банках и зачисляя полученный доход от капитализации на индивидуальные (персонифицированные) счета работника пропорционально накопленным на них суммам.

При этом второй шаг означает повышение налоговой нагрузки на зарплату. Однако, учитывая намеченное снижение ставки подоходного налога и индивидуальный характер зачисления уплачиваемых пенсионных взносов с последующей капитализацией, это должно быть нормально воспринято населением. Кроме того, можно рассмотреть вопрос о снижении с 1 до 0,5% профсоюзных взносов, учитывая, что абсолютное значение 1% зарплаты работающего населения сейчас достигает 315 млрд. Br.

Особый вопрос — организация сбора страховых взносов. Во многих странах, в частности в РФ, такие взносы считаются социальным налогом со всеми атрибутами налогообложения (плательщики, налоговая база, ставки и т. д.), а функции по их сбору возлагаются на налоговые органы. Впрочем, их можно сохранить за ФСЗН, учитывая высокий уровень собираемости (при совокупной ставке в 36% реальный процент изъятий — 35,5%). Но взносы следовало бы включить в налоговую систему РБ, законодательно закрепив все элементы налогообложения и порядок уплаты.

Александра АРТЕМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях