$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

РЕФОРМА КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ©

29.08.2014

Российское корпоративное право сделало решительный шаг в сторону предоставления своим субъектам значительной доли внутрикорпоративной свободы. Большой блок поправок, касающихся юридических лиц, в т.ч. и акционерных обществ, внесенных в Гражданский кодекс РФ Федеральным Законом от 5.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ), существенно меняет основные подходы корпоративного права нашего соседа. Изменения вступят в силу с 1.09.2014 г. и представляют интерес как для практики белорусского бизнеса, так и для отечественного законодателя в целях совершенствования нормативно-правовой базы.

Законом № 99-ФЗ внесен ряд корректив в главу «Юридические лица» ГК РФ, прежде всего касающихся признаков юрлица. В настоящее время таковым согласно ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, согласно п. 1 действующей редакции ст. 48 ГК РФ юрлица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

С 1.09.2014 г. согласно новой редакции ст. 48 ГК РФ юрлицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, российский законодатель исключил упоминание об основаниях, на которых имущество находится у организации. Кроме того, на смену термину «имущественные и личные неимущественные права» пришел более универсальный — «гражданские права». Также исключено упоминание о необходимости наличия самостоятельных баланса и (или) сметы.

Согласно п. 2 ст. 48 ГК РФ в новой редакции юрлицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных данным кодексом. При этом согласно новой редакции ст. 49 ГК РФ правоспособность юрлица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в реестр сведений о его прекращении. Кроме того, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в установленном порядке юрлицо, которое в течение предшествующих 12 месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные налоговым законодательством, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

В новой редакции абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ указано, что юрлицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Классификация

Помимо традиционной классификации юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в ГК РФ вводится деление на корпоративные и унитарные.

Так, в ст. 652 ГК РФ рассматриваются права и обязанности участников всех корпораций — и коммерческих, и некоммерческих независимо от их организационно-правовой формы; в ст. 67 — права и обязанности участников хозяйственного товарищества и общества, которые они имеют наряду с правами, предусмотренными для участников корпораций п. 1 ст. 65.2. В ст. 67 указано, что участники хозяйственных товариществ или обществ могут иметь и другие права, предусмотренные ГК, законами о хозобществах, учредительными документами товарищества или общества. Так, самим ГК предусмотрены особенности прав участников в публичных и непубличных обществах. Таким образом, применение ГК РФ из-за большого количества отсылочных норм становится затруднительным. Заметим, что данный алгоритм изложения правовых норм относится ко всем аспектам деятельности корпораций — компетенции органов управления, формированию уставного капитала и пр.

Согласно ст. 65.1 ГК РФ юрлица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в форме общего собрания участников (ст. 653), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы.

Одно из наиболее значимых изменений — исключение деления АО на открытие и закрытые. На смену им приходят публичные и непубличные общества (ст. 66.3). К первым отнесены общества, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, а непубличные — все остальные АО, не отвечающие названным признакам, а также ООО. Правила о публичных обществах применяются и к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Публичное АО может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Это позволит обществу (точнее, его собственникам) определить круг привлекаемых инвесторов и исключает условный критерий классификации обществ на публичные и непубличные по обязанности публиковать свою отчетность.

АО, созданные до 1.09.2014 г. и отвечающие признакам публичных АО, признаются публичными вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Создание и деятельность публичных обществ регулируются главным образом императивными нормами. Так, в них должен обязательно образовываться наблюдательный совет (п. 4 ст. 65.3), включающий не менее 5 членов. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного АО и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей соответствующую лицензию. В публичном АО не ограничиваются количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость и максимальное число голосов. Уставом такого общества нельзя отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не входящих в нее в соответствии с ГК РФ и Законом от 26.12.1995 № 208 ФЗ «Об акционарных обществах» (далее — Закон об АО). Публичное АО обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную Законом об АО.

Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению деятельности публичных АО устанавливаются законами об АО и о ценных бумагах.

Применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом № 99-ФЗ, допускает диспозитивное регулирование. Это предоставляет бизнесу большую свободу выбора отдельных правовых конструкций.

Учреждения

В главе 4 ГК РФ установлен закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Основные положения об учреждениях определены в новой ст. 123.21 ГК РФ. С 1.09.2014 г. учреждением будет признаваться унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением или полученное им по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 123.21 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юрлицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (госучреждение, муниципальное учреждение). При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Кроме того, в ст. 123.22 ГК РФ установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Такие учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Бюджетное учреждение несет ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, но за исключением:

– особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных собственником имущества;

– недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества этого учреждения.

В соответствии с п. 7 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

Вступление

в силу

Закон № 99-ФЗ, за некоторым исключением, вступает в силу с 1.09.2014 г. Учредительные документы, а также наименования юрлиц, созданных до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ, следует привести в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов. При этом изменение наименования юрлица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Также не потребуется платить госпошлину в связи с внесением изменений, обусловленных новыми требованиями.

Юрий МАРТЫНОВИЧ,

юрист