$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РЕЕСТРОВЫЕ БЫТОВЫЕ УСЛУГИ©

31.10.2014

Субъекты хозяйствования (юридические лица и ИП), не включенные в реестр бытовых услуг, с 1.06.2015 г. не вправе заниматься оказанием таких услуг. Нарушителям будет грозить административная ответственность по ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность». Такое нововведение содержат поправки в КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПиКоАП), поступившие в Палату представителей.

Указом Президента от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее — Указ № 371) определено, что деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и ИП, включенные в реестр бытовых услуг. Под деятельностью в сфере бытового обслуживания населения понимается предпринимательская деятельность по предоставлению физическим лицам бытовых услуг, перечень видов которых определяется Совмином. Формирование и ведение реестра возложено на Минторг, который согласно Указу № 371 является его владельцем и выдает лицам, внесенным в реестр, соответствующие свидетельства.

На первый взгляд реестр носит сугубо информационный характер: в него должны включаться сведения о субъектах, оказывающих бытовые услуги, их видах, формах бытового обслуживания, сведения об объектах, где оказываются услуги, и сводные данные о состоянии отрасли. Плата за внесение сведений в реестр бытовых услуг не взимается. В дальнейшем министерство обеспечивает оказание электронных услуг по предоставлению информации из реестра посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы — также на безвозмездной основе.

Реестр должен заработать с 1.12.2014 г. (т.е. с даты вступления в силу основных положений Указа № 371). Однако юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги до этой даты, могут продолжать свою деятельность на прежних условиях до 1.06.2015 г. Но если они намерены работать дальше, тогда придется до 1.06.2015 г. подать в местный исполком в письменном либо в электронном виде заявление о включении в реестр.

Отметим, что за нарушение норм Указа № 371 наказание не предусмотрено. Совмин предлагает депутатам устранить этот пробел: согласно внесенным в Палату представителей поправкам в КоАП и ПиКоАП планируется наделить должностных лиц Министерства торговли полномочиями составлять в отношении субъектов, оказывающих бытовые услуги без включения в реестр, протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 12.7 КоАП. Напомним, что согласно ей осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ) с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, на ИП — от 20 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо — до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств. Право рассматривать такие дела в соответствии с ч. 2 ст. 3.2 ПиКоАП остается за судами.

Этим же законопроектом предлагается более четко прописать полномочия должностных лиц управлений (отделов) торговли и услуг исполкомов по составлению протоколов по ст. 23.16 КоАП, предусматривающей предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ на ИП или должностное или иное уполномоченное лицо организации за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения. Такими полномочиями чиновники наделены и сегодня — в целях выполнения функций по защите прав потребителей и контролю за рекламой.

Как объяснили в Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству, принятие и вступление в силу поправок в КоАП и ПиКоАП должно уменьшить количество субъектов хозяйствования, осуществляющих нелегальную предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг. Заметим, что в самом Указе № 371 нет каких-либо критериев, ограничивающих возможность включения в реестр или исключения из него. Так что формально реестр нельзя считать аналогом лицензирования. Правда, согласно п. 3 Указа № 371 порядок формирования и ведения реестра, перечень подлежащих включению в него видов бытовых услуг, а также единые методологические требования к порядку включения (исключения из него) сведений, представления заинтересованным лицам информации, содержащейся в реестре, еще должен определить Совмин. Когда это произойдет, роль реестра в регулировании рынка бытовых услуг станет более ясной.

Анна ФЕДОРОВА