Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Бюджет
09.12.2003 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реальный сектор получит, но немного

Вчера депутаты приступили к рассмотрению бюджета Республики Беларусь на 2004 год и некоторых вопросов налогообложения...

Вчера депутаты приступили к рассмотрению бюджета Республики Беларусь на 2004 год и некоторых вопросов налогообложения.
 
Прокомментрировать обсуждаемые документы наш корреспондент попросила депутата Андрея НАРЕЙКО.

-- В целом в бюджете-2004 заложено существенное повышение государственных инвестиций в сектор промышленности -- более чем на 20%, однако доля этих инвестиций в общей сумме государственных расходов составляет менее 0,2%. Одновременно наблюдается значительный рост расходов на государственное управление (на 64%) и социальную политику (71%). Если со второй цифрой, учитывая социальную направленность политики белорусского государства, спорить сложно, то первая вызывает скорее недоумение. Мы значительно увеличиваем затраты на содержание чиновничьего аппарата, но мало денег направляем в реальный сектор. С учетом того, что большая часть белорусской промышленности до сих пор не приватизирована, именно государство должно нести все бремя затрат по техническому обновлению и переоснащению этой важнейшей отрасли. Но, как видим, в ближайшей перспективе может сложиться ситуация, при которой правительство не сможет поддерживать выплаты в социальной сфере на надлежащем уровне из-за нехватки средств. Ведь для того чтобы выплатить эти деньги, надо сначала что-то произвести и продать.

На мой взгляд, необходимо перераспределять средства прежде всего на поддержку отечественного производителя, что позволит стимулировать создание конкурентоспособных товаров, производство и реализация которых и станет основой для эффективной социальной защиты населения.

В ряде статей четко прослеживается тенденция: чем лучше работает предприятие, тем больше у него забирают в пользу нерентабельных субъектов хозяйствования. Например, освобождаются от платежей в местный жилищно-инвестиционный фонд производители сельхозпродукции и предприятия, обслуживающие их деятельность, а также бюджетные организации.

И это на фоне вновь возросшего размера платежей в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей. Я не говорю, что неэффективно работающих надо вообще лишить поддержки -- просто осуществлять ее следует без ущерба для других субъектов хозяйствования.

Законопроект вводит новую льготную категорию по уплате обязательных платежей в бюджет: "организации, обслуживающие сельское хозяйство и выполняющие работы (оказывающие услуги) организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства..." Перечень работ устанавливается Советом Министров. Подобное толкование льготной категории позволит административным способом неоправданно расширить круг предприятий, имеющих право на льготы.

В пакете с новым бюджетом рассматриваются поправки в законодательные акты, регулирующие налоговые отношения. Статья 18 закона о платежах за землю в новой редакции исключает распространение льгот на земли, используемые физическими лицами для предпринимательской деятельности. Таким образом государство, к сожалению, все более отказывается от инвестиций в сектор малого и среднего предпринимательства. Размер отчислений на поддержку предпринимательства в бюджете-2004 в цифровом выражении остается прежним, что с учетом инфляции и роста курса доллара к белорусскому рублю реально означает существенное снижение. Конечно, можно сослаться на то, что в Российской Федерации подобную строку вообще исключили из перечня госрасходов. Однако не будем забывать: значительное снижение нагового бремени и развитая инфраструктура малого и среднего бизнеса дают основание говорить о том, что реальная поддержка там оказывается. Кстати, что касается ассигнований на промышленность, то их сумма в бюджете РФ на 2004г. значительно увеличена по сравнению с этим годом и достигает 2,7% от всех расходов бюджета.

В случае принятия изменений в Закон "О налоге на добавленную стоимость" будет увеличен круг плательщиков НДС -- индивидуальных предпринимателей, поскольку необходимый для уплаты налога лимит снижен с 51 тыс. до 40 тыс. евро за три месяца. Отмечу еще один аспект: изменения в Закон "О государственной пошлине" полностью освобождают Министерство по налогам и сборам и его органы от уплаты пошлины по судебным делам. Несомненно, такая норма поможет росту сбора налогов и увеличит наполняемость бюджета, однако не улучшит положение субъектов хозяйствования.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by