Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Интеграция
28.02.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реальные выгоды для реального бизнеса, или Вместе топчемся на месте?

На прошлой неделе в Москве прошел первый Экономический форум ЕврАзЭС...

На прошлой неделе в Москве прошел первый Экономический форум ЕврАзЭС. Результаты и перспективы экономического сотрудничества Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана обсуждали представители деловых и научных кругов, банковских и финансовых структур, а также члены правительств государств-участников.

Основная цель Сообщества -- поэтапное формирование единого экономического пространства стран -- членов ЕврАзЭС, а также координация их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, что в конечном итоге должно содействовать устойчивому развитию экономики каждого из пяти государств. На вопрос о том, насколько успешно решает эти задачи ЕврАзЭС, и попытался ответить форум.

В Москве прозвучало немало идей и инициатив по поводу будущего интеграции, которые должны способствовать дальнейшему объединению стран Евразийского экономического сообщества в единое таможенное, торговое, энергетическое и транспортное пространство. Взаимная торговля между государствами ЕврАзЭС вдвое превышает средний товарооборот между отдельно взятыми членами СНГ. В Сообществе согласовано около 60% всех межгосударственных тарифов, в то время как в СНГ -- приблизительно в два раза меньше. Тем не менее и в ЕврАзЭС много нерешенных проблем. Так, свыше трети взаимной торговли обложено пошлинами или антидемпинговыми мерами. Что касается белорусско-российского сотрудничества, то для белорусской стороны остается головной болью проблема взимания косвенных налогов в двусторонней торговле, из-за чего наша республика теряет 180 млн.USD в год. Хотя и идут разговоры о компенсации потерь, связанных со взиманием НДС по месту происхождения товаров, непонятно, почему Россия, подписав с Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном соглашение о взимании косвенных налогов по принципу "страна назначения", не может договориться об этом с Беларусью.

Пока в ЕврАзЭС свободная торговля -- это лишь треть товарооборота стран-членов друг с другом. Кроме того, доля взаимного товарообмена едва достигает четверти. А экспортно-импортные пошлины согласованы лишь по половине ассортимента товаров и услуг. Однако уже к 2005 г. планируется создать единое таможенное пространство, предполагающее, что таможенный тариф на любой ввозимый или вывозимый за пределы Сообщества товар будет единым для всех его участников, а для образования зоны свободной торговли все таможни между странами-членами будут упразднены.

Российский премьер-министр Михаил Касьянов предложил ввести на территории стран ЕврАзЭС единую расчетную единицу, в качестве которой выступит, по всей вероятности, российский рубль. "Сегодня уровень интеграции таков, что можно и пора задуматься о единой валютной системе и единой валюте", -- сказал Касьянов. При этом он указал, что для введения единой валюты на территориях государств ЕврАзЭС следует сначала завершить создание зоны свободной торговли, таможенного союза и единого экономического пространства.

В свою очередь, президент Казахстана Назарбаев высказал мнение, что введение единой валюты в рамках ЕврАзЭС вполне реально к 2011 г. Председатель Нацбанка Казахстана Георгий Марченко выдвинул план поэтапного перехода к единой наличной валюте стран ЕврАзЭС до 2011 г. и предложил создать к 2006 г. единую платежную систему на базе Межгосударственного банка СНГ и на технической основе действующей в Казахстане платежной системы. Создание расчетного центра должно сопровождаться унификацией экономического пространства, например, организацией единого тарифного органа ЕврАзЭС, который будет устанавливать цены на услуги естественных монополий. По словам Марченко, принципиального значения не имеет, будет расчетной единицей российский рубль или нет, главное, минимизировать валютные риски при расчетных операциях, что в любом случае будет выгодно всем сторонам, так что теперь дело лишь за политическим решением.

Касьянов высказался за формирование единого топливно-энергетического баланса стран Сообщества и образование Евразийского газового альянса с привлечением других государств СНГ. Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс поднял вопрос создания единого энергетического рынка в ЕврАзЭС. Говоря о сотрудничестве в энергетической сфере государств бывшего СССР, Чубайс сообщил, что в 2001 г. удалось добиться синхронной работы 14 бывших советских республик, в т.ч. в рамках ЕврАзЭС. Председатель РАО "ЕЭС России" указал на то, что в сфере энергетики сегодня есть уникальная возможность реализации двусторонних проектов практически в каждом из государств ЕврАзЭС. Так, РАО "ЕЭС России" интенсивно контактирует с белорусскими энергетиками: объем экспорта электроэнергии в Беларусь достиг 5,5 млрд. кВт.ч в год. Россия совместно с нашей республикой экспортирует электроэнергию в Польшу и в страны Западной Европы.

Проблемой для ЕврАзЭС по-прежнему остается согласованное вступление его членов во Всемирную торговую организацию. Еще в 1997 г. между странами Таможенного союза была достигнута договоренность, что "стороны самостоятельно оформляют документы о присоединении к этой международной организации, а в ходе процесса осуществляют координацию действий". Но в виду того, что информация об элементах формируемых обязательств вступления в ВТО той или иной страны приобретает конфиденциальный характер, переговорный процесс согласовать не удается. В этой связи вице-премьер, министр экономики Беларуси Андрей Кобяков предложил презреть тайну переговорного процесса и "направлять в ЕврАзЭС первоначальные тарифные предложения до их внесения в секретариат ВТО". После чего заместитель министра экономического развития и торговли России Иван Матеров сделал сенсационное заявление: "Вступление в ВТО -- это действительно критический вопрос. Мы все время говорим о синхронизации процессов преобразования в странах Сообщества, но дифференциация условий вступления в ВТО в случае, например, вступления туда России ставит под сомнение само существование ЕврАзЭС". В связи с тем, что Кыргызстан с 2000 г. является членом ВТО, уровень унификации таможенных режимов с этой страной меньше 20%, в то время как остальные члены Сообщества достигли 60% соответствия в этой области. Но если в ВТО несогласованно вступит Россия или Казахстан, снизив при этом ввозные пошлины и ограничения на импорт услуг из развивающихся стран и повысив пошлины для государств ЕврАзЭС, что без сомнения снизит конкурентоспособность их товаров, то режим свободной торговли и Евразийское экономическое сообщество потеряют всякий смысл.

Таким образом, будущие и уже имеющиеся выгоды от участия в ЕврАзЭС для реального бизнеса находятся под угрозой. Причина здесь как в недостаточной продуманности политики на уровне ЕврАзЭС, так и в наличии недостатков экономических систем государств -- участников Сообщества. Пассивность частного бизнеса, часто обусловленная отсутствием необходимых для развития условий, не позволит реализовать на практике самые разумные межгосударственные решения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений