Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Консультации
15.08.2014 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАЗЪЯСНЕНИЕ

В редакцию «ЭГ» поступило множество вопросов по постановлению Совмина от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников». Юристы, кадровики и бухгалтеры пытаются разобраться с применением его норм: как считать темпы роста зарплаты и производительности труда, какие периоды сопоставляются, можно ли учесть специфику деятельности предприятия и сезонные факторы, как понижать зарплату работникам, не нарушая трудового законодательства, в частности, статью 32 ТК. Менеджеров волнуют последствия ограничения темпов роста зарплат для предприятий, а экономистов — для экономики в целом. Сегодня мы публикуем разъяснение Минтруда и соцзащиты и Минэкономики по практике применения норм постановления № 744 и мнения независимых специалистов. Надеемся, что это поможет правильно организовать работу на предприятиях в новых условиях.

 
Официально

Разъяснение

Минтруда и соцзащиты совместно с Минэкономики письмом от 12.08.2014 № 1-2-12/ 1773/26-11/6290 разъяснило порядок применения норм пункта 1 постановления Совмина от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников». В письме говорится следующее.

1. Постановление Совмина от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (далее — постановление № 744) вступило в силу с 6 августа 2014 г., т.е. после его официального опубликования. В связи с этим соотношение производительности труда и заработной платы, сложившееся за январь– июль 2014 г., при применении постановления № 744 не учитывается.

2. Для целей применения постановления № 744 рост производительности труда и заработной платы рассчитывается нарастающим итогом с месяца его вступления в силу, т.е. с августа 2014 г., а соотношение производительности труда и заработной платы определяется делением темпа роста производительности труда на темп роста заработной платы.

3. Август 2014 г. является базовым периодом для применения норм постановления № 744, а сложившееся в августе 2014 г. соотношение производительности труда и заработной платы является базовым для дальнейшего его соблюдения в соответствии с нормами постановления № 744.

Справочно: сложившееся в августе 2014 г. соотношение роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы определяется по статистическим данным июля 2014 г. к июлю 2013 г.

4. В дальнейшем соотношение роста производительности труда и номинальной начислениой среднемесячной заработной платы определяется:

за август 2014 г. — к августу 2013 г.;

за август–сентябрь 2014 г. — к августу–сентябрю 2013 г.;

за август–октябрь 2014 г. — к августу–октябрю 2013 г. и т.д. до конца 2014 г.;

с 1 января 2015 г. — нарастающим итогом с начала года.

Если соотношение роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы составит менее достигнутого в базовом периоде соотношения (в том случае, если коэффициент соотношения менее 1,0), то фонд заработной платы корректируется до величины, обеспечивающей базовое соотношение, и заработная плата не повышается до момента достижения соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы более 1,0.

В организациях оборонного сектора экономики, а также в организациях, имеющих неравномерную динамику реализации продукции, товаров, работ, услуг, вызванную объективными причинами и спецификой осуществляемой деятельности, расчет соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы может производиться в ином порядке, согласованном с вышестоящим государственным органом.

5. При достижении в организации соотношения роста производительности труда и номинальмой начисленной среднемесячной заработной платы 1,0 в дальнейших периодах при его снижении фонд заработной платы корректируется до величины, обеспечивающей указанное соотношение не менее 1,0.

6. Конкретный размер заработной платы работнику определяется нанимателем самостоятельно в зависимости от результатов и эффективности его труда.

7. Применение норм постановления № 744 не требует в отношении работников применения ст. 32 Трудового кодекса, но работники должны быть ознакомлены с указанным постановлением.

8. Действие данного разъяснения распространяется на государственные организации (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате груда к работникам бюджетных организаций) и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50%, и может быть использовано организациями негосударственной формы собственности и организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%.

9. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам, обеспечить доведение данного разъяснения до городских (районных) исполнительных комитетов, подчиненных (входящих в состав) организаций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений