Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Маркетинг
12.01.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Развитие благодаря и вопреки

Bosch в Беларуси

Бизнес компании Bosch будет успешным на белорусском рынке в 2010 г., считает глава представительства «Роберт Бош АГ» Владимир РЫБОЛОВЛЕВ. Концерн намерен сохранить доли присутствия в сегментах электроинструментов и автозапчастей, нарастить продажи термотехники. Об этом в интервью «ЭГ» рассказывает также полномочный представитель группы Bosch в России, Беларуси, Украине, Казахстане Рене ШЛЕГЕЛЬ.

— Какие антикризисные решения были реализованы менеджментом концерна в минувшем году?

Рене Шлегель: В этот непростой год мы сократили объем производства, рабочее время, но сохранили компанию. Многие поставщики откликнулись на наш призыв снизить цены, сократить сроки поставок, увеличить период платежей. В результате нам удалось на 97% сохранить клиентскую базу. Думаю, это позитивно отразится в будущем, в хорошие времена, т.к. клиенты остаются верными поставщикам, которые были с ними в трудное время. Сохранение доверия позволит нам увеличить долю рынков в будущем.

В.Рыболовлев: Невзирая на возникшие уже в конце 2008 г. проблемы с платежами, концерн продолжил успешно начатую работу с Минским моторным заводом по поставке топливных систем, обеспечивающих стандарт норм токсичности ЕВРО-3 и ЕВРО-4, и как антикризисная мера была презентована новая более дешевая топливная система, обеспечивающая требуемые нормы.

— Насколько сократились продажи Bosch в мире, СНГ в 2009 г.?

Р.Ш.: Итоги мы опубликуем в начале 2010 г. Сейчас могу говорить о динамике в отдельных продуктовых сегментах. Изготовление и продажи автозапчастей — это половина нашего бизнеса, здесь объем продаж напрямую связан с мировым производством автомобилей. Статистика говорит, что за три квартала 2009 г. продажи автомобилей упали в Западной Европе на 17%, в Северной Америке — на 27%, в России на 55–60%. Только в Китае продажи выросли на 34% и в Индии — на 4%. Соответственно этим цифрам сократился и наш оборот.

Другой большой сегмент, в котором традиционно присутствует наша компания, — инфраструктура и строительство. Поскольку строительный рынок был «мертвым» в этом году везде, то значительно пострадали его крупные участники — наши потребители. Небольшие компании чувствовали себя лучше, неплохо продвигались государственные проекты. В результате, по предварительным оценкам, продажи нагревательного оборудования, отопительного, систем безопасности мы сохраним на уровне 2008 г. Наиболее заметен спад продаж электроинструментов.

Кризис оказал влияние на участие Bosch в сделках слияния и поглощений?

Р.Ш.: Наше участие в таких сделках определяется стратегией компании. Например, в этом году мы продали часть бизнеса, связанного с производством тормозных колодок, нашему партнеру, у которого это направление эффективнее. Одновременно мы инвестировали в совместное с Samsung производство аккумуляторов и солнечных батарей. Кроме того, мы приобрели компанию, выпускающую большие отопительные системы. В планах — вывести дистрибьюцию по продвижению отопительных котлов на новый уровень и новые мощности.

Какова стратегия Bosch в отношении нашей страны?

Р.Ш.: Стратегия для Беларуси и рынков стран СНГ долгосрочная и менять ее в этом году было бы нерационально. Например, у вас производятся тяжелые двигатели и для вас особенно важен их экспорт. При этом изготовителям сложно соответствовать экологическим требованиям рынка ЕС и некоторых других стран. Поэтому белорусским машиностроителям важно иметь партнеров, которые помогут соответствовать таким требованиям.

Наше подразделение, занимающееся гидравликой и пневматикой, нашло решение, как конвертировать энергию, производимую при торможении, в гидравлический механизм, который двигает автомобиль при возобновлении движения. Это дает фантастическую экономию энергии и снижает выбросы в атмосферу.

В 2009 г. было много шума вокруг электродвигателя. Электромобили важны, и мы работаем над этим вопросом совместно с корейской Samsung. Однако, по нашим оценкам, даже в 2020 г. эта техника будет занимать совсем небольшую долю рынка. Поэтому важно внимание и к совершенствованию классического двигателя. Мы предвидим рост числа автомобилей с тремя цилиндрами в двигателях вместо четырех. Развитие в этом направлении нам интересно.

Различные технологии защиты природы и выработки электроэнергии развиваются одновременно. Это верно и для отопительного оборудования, и для альтернативных генерирующих мощностей в электроэнергетике. Трудно предвидеть, какая инновация победит, но можно сделать потребление энергии сберегающим, а ее производство экологически чистым.

В. Р.: В Беларуси нам представляется перспективным развитие сегмента энергосберегающего оборудования. Это направление является приоритетным и для государства, и для частного сектора, т.к. позволяет более эффективно расходовать и контролировать ресурсы. Нас радует интерес клиентов к такому оборудованию, которое сейчас пользуется прежним спросом.

А вот по продажам электроинструментов были потери, особенно в начале года. На протяжении последних лет доля Bosch на этом рынке в Беларуси составляла около 50%. Этому способствовало открытие фирменного центра по гарантийному и постгарантийному обслуживанию. В тяжелой ситуации часть клиентов предпочитает ремонтировать старый инструмент, а не покупать новый. И здесь сервисная поддержка особенно важна, этот проект позволил избежать обвала продаж.

Заметно сузился рынок автозапчастей, граждане не решались приобретать новые комплектующие, машины ремонтировались в сервисных центрах. При этом спрос сместился в сторону приобретения более дешевых запчастей, комплектующих, электроинструмента из азиатских стран, которых на рынке появилось довольно много. И тут заработали наши Бош-сервисы, которые закупают запчасти непосредственно в концерне.

Предприниматели, когда-то вложившие средства в открытие автосервисов Bosch, сейчас пожинают хорошие плоды. Мы контролируем качество услуг, требования с нашей стороны очень высокие. Но в то же время партнеры сами дают оценку своим возможностям.

— Какие факторы будут содействовать успешности компании в 2010 г.?

В.Р.: Год вряд ли будет легким. Компания надеется не допустить падения продаж, правильно организовав работу с клиентами. Мы надеемся, что ситуация на рынках и внутри концерна не ухудшится. Предполагаю, что бизнес Bosch будет успешным на белорусском рынке в 2010 г. Трудно спрогнозировать, какую долю мы будем занимать на нем, но в сегменте электроинструментов постараемся не упускать достигнутого уровня. Планируем сохранить и свою долю на рынке автозапчастей. Мы видим интерес официальных дилеров к развитию сети сервисных центров. Думаю, успешными будут продажи термотехники, поскольку население заинтересовано в энергосберегающих системах. Так что скоро использованием солнечных батарей Bosch станет трудно кого-то удивить. Поэтому предстоящие небольшие трудности мы переживем как все: важно смотреть вперед и развиваться «не благодаря — а вопреки».

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by