$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

РАЗВИТИЕ БЕЗ НОРМАТИВА©

12.09.2014

 

Второй год подряд объем белорусского рекламного рынка растет. В 2014 г. он может достичь 120 млн. USD, если в июле—декабре сохранится прежняя динамика, считает директор рекламного холдинга SMG-Belarus Петр ПОПЕЛУШКО.

— Петр Геннадьевич, как можно оценить происходящее сегодня на белорусском рекламном рынке? Куда он движется?

— Все позитивно. Рынок растет хорошими темпами, что особенно заметно по сравнению с соседними странами. Думаю, за год прирост составит 15–20%, при наилучшем сценарии объем рынка достигнет 120 млн. USD. Это объясняется тем, что повышается благосостояние населения, которое делает больше покупок. Рекламодатели, наблюдая это, более активно продвигают свои продукты. Конечно, мы многого недобираем в развитии из-за текущей экономической ситуации, потенциал же у рынка такой, что он может быть в 2–3 раза больше.

— Какие факторы влияют на его развитие помимо доходов населения?

— Могли бы положительно повлиять запуск новых производств, приход новых товаропроизводителей, глобальных инвесторов. Это естественный процесс для всех развивающихся рынков. У нас, к сожалению, не так много инвесторов запускают новые производства, но они есть и приходят к нам в стремлении улучшить маркетинговые коммуникации. Частные инвесторы, которые взялись за модернизацию белорусских предприятий, сразу обращают внимание на маркетинг, который становится более активным, профессиональным. Это приводит к увеличению расходов на рекламу.

— Повлиял ли на рост рекламного рынка чемпионат мира по хоккею?

— Чемпионат, наверное, был хорошим подспорьем для экономики столицы, а с точки зрения рекламы он был скорее социальным. Средства, которые могли быть здесь израсходованы, были государственными и на рекламный рынок не попали.

— Как вы оцениваете комплекс мероприятий по развитию рекламного рынка, предложенный Минторгом?

— Я ознакомился с этим документом. Вероятно, такая программа должна быть у любой госорганизации, ведомства и контролирующего органа. Их задача — спланировать таким образом свою деятельность. С точки зрения влияния на рынок я не нашел в нем ничего важного. Это естественно: сложно от такого документа ожидать кардинальных перемен, т.к. он решает общегосударственные задачи, связанные с контролем рекламы, развитием отдельных сегментов, таких как наружная или социальная реклама — большего от него требовать сложно.

— Может быть, предлагаемые изменения в законодательство станут каким-то стимулированием рынка?

— Вряд ли. Людей бизнеса давно потряхивает от любых предложений очередного изменения законодательства — ведь все они, как правило, не обходятся без каких-нибудь ограничений. Мой 20-летний опыт позволяет говорить, что рекламный рынок не может развиваться по предписаниям указов, законов и постановлений. Главный шаг, когда-то сделанный государством, — это отмена норматива расходов на рекламные и маркетинговые услуги, которые учитываются при налогообложении. Это позволило предприятиям строить свою маркетинговую политику исходя из собственного бизнес-плана и понимания рынка. Бульших стимулов, наверное, не существует. Впрочем, коль у нас так много госпредприятий, то власти могли бы посодействовать лучшему развитию их маркетинговых служб. Это могло бы опосредованно вести к росту рекламного рынка. Другого я от государства не жду и не представляю, что еще тут можно сделать. Только частная инициатива и успешная работа предприятий-изготовителей оживляют рекламный рынок. Помочь ему государство способно не непосредственным регулирующим вмешательством, а путем создания в стране такой бизнес-атмосферы, которая позволит предприятиям развиваться активнее. Но это не достигается каким-то отдельным указом или постановлением.

— Как в этом году будут перераспределяться рекламные бюджеты в нашей стране между разными сегментами?

— Мы наблюдаем определенное перетекание бюджетов. Сегмент интернет-рекламы растет интенсивнее, чем другие, но нельзя однозначно сказать, что это уменьшает объем рекламных денег в прессе. Растет рынок в целом: на 20% — в прошлом году, примерно такими же темпами сейчас. Если бы не падение прошлых лет, то отечественный рынок маркетинга и рекламы можно было бы считать очень благополучным. По моим наблюдениям, нынешний рост не предполагает сокращения каких-либо отдельных сегментов, но очевидно, что темпы роста расходов на рекламу на TВ и в Интернете больше, чем в прессе, на радио и в наружной рекламе.

— Каковы основные тенденции, сформировавшиеся на рынке?

— Растет профессионализм, в рекламу приходит все больше специалистов с экономическим образованием, сотрудники предприятий становятся опытнее. Это тренд последних лет. Обратите внимание — и на телевидении, и в газетах мы видим более качественную рекламу, чем раньше, когда производители пытались делать ее, условно говоря, «за 3 копейки», надеясь, что и так сойдет. Теперь все понимают, что для достижения максимального успеха в продажах необходимо высокое качество не только предлагаемого продукта, но и сопровождающих его рекламных материалов. В этом смысле развитие идет очень хорошо.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА