$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Разрешите наш спор©

02.07.2013

Белорусские сенаторы одобрили проект закона «О медиации», который расширит возможности граждан и субъектов хозяйствования в выборе средств урегулирования споров, одновременно снизит нагрузку на государственное правосудие и будет способствовать процессуальной экономии.
Необходимость правового регулирования вопросов медиации возникла в период разработки Закона от 10.01.2011 № 241-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». Тогда включение в ХПК норм о внесудебном посредничестве (медиации) было признано преждевременным в связи с отсутствием базового закона, который бы определял его принципы, правовые гарантии для сторон и требования к медиаторам.
Закон не допускает излишнюю юридизацию переговоров, медиации, третейского суда — они не нуждаются в жестком и детальном правовом регулировании. При этом соблюдаются международные стандарты: добровольность, конфиденциальность, равенство сторон, независимость и беспристрастность медиатора и гарантии реализации решений. Вводится система мер, направленных на обеспечение качества медиации; гарантий, что у сторон не будет препятствий для инициирования судебных процедур из-за истечения срока исковой давности за время проведения процедуры медиации, а также направленных на обеспечение исполнения достигнутых соглашений.
Сфера действия закона довольно широка: проведение медиации как до обращения в суд, так и после возбуждения производства по делу (внесудебная и судебная медиация). Законом будут регулироваться отношения, связанные с применением медиации для урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений (в т.ч. в бизнесе), а также трудовых и семейных споров, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Таким образом, к медиации можно будет обратиться по самым различным вопросам.
Медиаторами смогут стать лица различных базовых профессий. Это существенное отличие: какой бы высокой ни была квалификация судей, они не могут знать специфику всех отраслей. Для медиаторов устанавливаются единые квалификационные требования, основное из которых — прохождение специального обучения. Допуск будет осуществлять квалификационная комиссия по вопросам медиации, которую предстоит создать при Минюсте. Требования к медиаторам, выступающим судебными примирителями, будут определяться процессуальным законодательством.
В основе закона лежит принцип добровольности: заключая соглашение о применении медиации, стороны одновременно оговаривают и свое право отказаться от ее проведения. При этом в случае отказа от добровольного исполнения медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного документа на его принудительное исполнение при условии, что это соглашение соответствует требованиям процессуального законодательства о мировом соглашении.
Реализацию норм закона «О медиации» призван обеспечить рассмотренный на том же заседании проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам развития медиации». В частности, вносятся изменения в ГК, устанавливающие, что деятельность медиатора не является предпринимательской. В ХПК предусматривается расширение возможности по урегулированию спора путем предоставления сторонам альтернативы выбора по проведению переговоров с участием не только примирителя, но и медиатора, определяются требования к форме и содержанию заявления о выдаче исполнительного документа. В ГПК устанавливается, что медиаторы не могут быть свидетелями в гражданском процессе, а также то, что заключение сторонами соглашения о медиации является основанием для приостановления производства по делу.
Татьяна АБРАМОВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях