$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

РАЗОРВАТЬ КОНВЕРТ©

28.04.2015

и легализовать зарплаты

Намерения властей сокрушить практику выплаты зарплат «в конвертах» обретают реальные черты. МНС опубликовало для всеобщего обсуждения проект указа «О мерах по предотвращению выплаты вознаграждения за труд с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей».

В проекте предусмотрены как санкции к нанимателям, выплачивающим «левые» зарплаты, так и поощрение для тех, кто сообщит о подобных действиях. Так, физическое лицо будет считаться исполнившим обязанности по уплате подоходного налога и обязательных страховых взносов в ФСЗН с дохода, выплаченного (выданного в натуральной форме) ему без отражения налоговым агентом в бухучете, если он добровольно сообщит информацию о признаках такой выплаты и (или) представит документы, свидетельствующие об этих признаках, а также выразит письменное согласие на то, чтобы дать по подобному факту свидетельские показания. Государство при этом в накладе не останется — с дохода, выплаченного осведомителю без отражения в учете, подоходный налог будет исчисляться и перечисляться в бюджет за счет средств предприятия — налогового агента, причем без учета налоговых льгот.

Если же факт выплаты нелегальной зарплаты контролирующие органы установят сами, подоходный налог будет начисляться и уплачиваться в общеустановленном порядке. Кроме того, такие суммы подлежат обложению взносами в ФСЗН, а также по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом доход, выплаченный физическому лицу без отражения в учете, включается налоговым агентом в состав внереализационных доходов для целей налогообложения в том налоговом периоде, в котором он выплачен, а произведенные расходы, как и исчисленные с данного дохода подоходный налог и страховые взносы, не будут включаться в состав затрат и внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении.

СООБЩАТЬ о выплатах зарплаты «в конвертах» следует в налоговые органы, Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы, БРУСП «Белгосстрах», которые в пределах своей компетенции примут меры по подтверждению полученного сигнала. Если сообщение подтвердится, соответствующая информация и (или) документы будут направлены в соответствующие органы по месту постановки на учет (по месту регистрации) налогового агента. Если же у налоговиков и ФСЗН не хватит полномочий для подтверждения факта выплаты неучтенных доходов, они отправят имеющиеся сведения в органы финансовых расследований Комитета госконтроля и МВД, которым придется проверить их и составить заключение со своими выводами.

Существенно облегчит работу контролеров требование о предоставлении отчетности о трудовых отношениях. Юридические лица со среднесписочной численностью до 100 человек, за исключением госорганизаций и организаций с долей государства 50% и более, индивидуальные предприниматели (ИП), нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, предоставляющие работу гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам, согласно проекту будут обязаны до начала фактического выполнения гражданами работ представлять в территориальный орган ФСЗН по месту постановки на учет сведения. Сведения о прекращении (расторжении) трудовых договоров, досрочного расторжения гражданско-правовых договоров должны будут представляться в ФСЗН в течение 5 рабочих дней со дня прекращения таких отношений. При этом фактическое допущение граждан к работе без заключенных письменных трудовых и (или) гражданско-правовых договоров не допускается, а непредоставление указанных сведений будет грозить штрафом в размере от 2 до 20 базовых величин (БВ), на ИП — от 4 до 100 БВ, а на юридическое лицо — от 10 до 200 БВ.

ЕЩЕ СЕРЬЕЗНЕЕ санкции за сам факт зарплаты «в конвертах», т.е. неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченного (выданного в натуральной форме) дохода, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица. Здесь штрафы предлагается установить в размере от 1 до 10 БВ, на ИП — от 2 до 50 БВ, а на юридическое лицо — от 5 до 100 БВ. При повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания суммы штрафов удваиваются. Заодно в проекте указа содержится поручение подготовить проект закона о внесении в Уголовный кодекс дополнений, предусматривающих уголовную ответственность за умышленное неисполнение обязанностей налоговым агентом по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), повлекшее причинение ущерба в крупном (особо крупном) размере.

Надо полагать, столь значительные штрафы должны отбить у бизнесменов охоту пользоваться «черной кассой». Впрочем, угроза наказания не решает проблемы налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, которая в Беларуси существенно выше, чем в соседних странах — что, собственно, и стимулирует явление, которое власти пытаются пресечь. Ради этого они готовы увеличить и административную нагрузку — предоставлять сведения обо всех заключаемых и расторгаемых трудовых и гражданско-правовых договорах будет довольно хлопотно для малых предприятий. Масштаб предстоящей работы очевиден: к примеру, по данным Белстата, в микро- и малых организациях республики в 2013 г. работало 846,7 тыс. человек, около 56 тыс. сотрудничали с ними по гражданско-правовым договорам и 49,2 тыс. числились внешними совместителями. Отметим, что авторы проекта сочли возможным не обременять дополнительной отчетностью крупные компании, госпредприятия и организации с долей государства свыше 50%. Очевидно, предполагается, что такие субъекты хозяйствования зарплатами «в конвертах» заведомо не грешат. Но такой подход выглядит откровенной дискриминацией по форме собственности, что как-то не вяжется со ст. 13 Конституции Беларуси, а также по размеру организации. Зато малому бизнесу придется скрупулезно следить, чтобы в офисе, цехе, магазине или на складе не затесался «недооформленный» работник, практикант или стажер. Ведь любой из них может стать поводом для претензий контролеров. Так что в случае принятия указа нас ждут увлекательные процессы.

Не менее интересным будет положение граждан, сообщающих о случаях нелегальных выплат в контролирующие органы. Несомненно, желающие сделать это найдутся, причем далеко не все будут руководствоваться стремлением восстановить попранную законность и обеспечить себе и сослуживцам право на пенсию и прочие социальные блага. Не исключены и другие мотивы, например, личная месть, зависть и т.п., а также ложные доносы, с которыми контролирующим органам все равно придется разбираться. Если же факты подтвердятся, то освобождение от подоходного налога заведомо исключает конфиденциальность действий осведомителя. Вероятно, ему будет исключительно «хорошо» работаться на предприятии после проверки и соответствующих санкций, полученных нанимателем, а также переходить на другую работу в ореоле поборника налоговой справедливости.

Леонид ФРИДКИН
 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В России также готовят суровые меры борьбы с неофициальными зарплатами. В Минтруда РФ подготовлен законопроект, предусматривающий штрафы за предоставление неполных или недостоверных отчетов по страховым взносам за работников в размере 5% от суммы всех страховых взносов, подлежавших уплате за последние 3 месяца, — но не более 30% от суммы взносов за один отчетный месяц и не менее 1 тыс. RUB.

Соответствующие поправки планируется внести в Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Авторы проекта рассчитывают, что значительные штрафы будут стимулировать бизнес более ответственно исполнять закон. По их оценкам, 20 млн. россиян (15% населения страны) вообще могут остаться без пенсии, поскольку за них работодатели не платят взносы, составляющие 30% от размера оплаты труда. Из них 22% идут на формирование будущей пенсии, 5,1% — на медобслуживание (в Фонд обязательного медицинского страхования) и соцзащиту в случае, например, несчастного случая на производстве (2,9%).