РАЗОЧАРОВАНИЯ ИТОГОВ И РЕШЕНИЙ©
В правительстве разочарованы итогами социально-экономического развития Беларуси в январе–июне 2013 г. Причину власти видят во внешних и внутренних факторах, включая снижение спроса за рубежом, неэффективную работу отдельных министерств, ведомств и облисполкомов — но только не в структуре имеющейся социально-экономической модели.В правительстве разочарованы итогами социально-экономического развития Беларуси в январе–июне 2013 г. Причину власти видят во внешних и внутренних факторах, включая снижение спроса за рубежом, неэффективную работу отдельных министерств, ведомств и облисполкомов — но только не в структуре имеющейся социально-экономической модели.
На заседании Совмина, посвященном обсуждению итогов полугодия, больше всего досталось регионам. Ни одному из них не удалось выполнить установленные прогнозом задания по росту валового регионального продукта (ВРП). Так, в Брестской области темпы роста ВРП составили в I полугодии 2013 г. всего 104,3% при годовом прогнозе 109,9%, в Витебской — 96% против 107,5%, Гомельской — 101,5% и 106,5%, Гродненской — 104,2 и 109,4%, Минской — 102,2 и 108%, Могилевской — 97,3 и 108,7%, Минске — 99,5% и 109%. Сумма недостачи — 20 трлн. Br. Причину правительство видит в слабой исполнительской дисциплине и иждивенчестве. Реальность 5-летнего и годового прогнозов и возможность их пересмотра с учетом внешних и внутренних реалий на совещаниях по-прежнему сомнению не подвергаются.
Не выполнили, не достигли, не обеспечили
Регионы, в частности, не выполняют поручения правительства по созданию новых предприятий и производств с численностью работающих не менее 50 человек на каждом. Вместо практического исправления положения дел руководители областей обращаются в Совмин с просьбой выделить дополнительные средства на решение накопившихся проблем. Однако премьер-министр М.Мясникович напомнил, что бюджет утвержден и «резервов у правительства нет и не может быть по законодательству».
Свою долю критики получили отдельные министерства и концерны, также не обеспечившие в I полугодии прогнозируемого роста в подведомственных секторах экономики. Минпрому досталось за падение экспорта и объемов производства, рост дебиторской и кредиторской задолженности и складских запасов, невыполнение задания по привлечению прямых иностранных инвестиций. М.Мясникович отметил, что правительство не может далее мириться с такой беспомощностью Минпрома и предложил принять соответствующие кадровые решения. У концернов «Белнефтехим» и «Беллегпром» также проблемы с привлечением инвестиций и заданиями по развитию отдельных производств. Особый упрек — за проволочку с созданием кожевенно-обувных и трикотажного холдингов и развитием товаропроводящей сети. Впрочем, эти направления «новой промышленной политики» пока мало помогают в машиностроении и некоторых других отраслях, и нет никаких гарантий, что они исправят положение в легпроме. Тем не менее именно министерства, концерны и исполкомы, по мнению правительства, должны решать задачи инвестиций, модернизации и создания новых товаров и услуг — всего того, что в мире обеспечивает частный бизнес.
Примером бюрократического варианта решения этих задач может служить ситуация с инновационным развитием. В 2013 г. бюджет инновационных фондов страны — 2,5 трлн. Br. Оказывается, эти средства в регионах зачастую расходуются не по прямому назначению. «Было бы не лишним проверить правильность расходования этих средств, — заявил премьер-министр, — и проверить проекты на соответствие инновационности». Заметим, что проблема неэффективности и нецелевого использования неизменно сопровождает систему госфинансирования инноваций. Теперь властям предоставляется возможность лишний раз в этом убедиться и посетовать на весьма скромную отдачу от огромных государственных вложений — и подумать, что в этой системе лишнее.
Цена перекоса
Даже имеющийся минимальный темп роста ВВП в текущем году в основном поддерживается за счет торговли и чистых налогов на продукты. Вклад этих и остальных видов экономической деятельности на формирование темпа роста ВВП представлен на диаграмме.
Но и такие «двигатели» могут заглохнуть. На пресс-конференции 8 августа заместитель министра экономики Александр Ярошенко признал, что в июне замедлились темпы роста оптового товарооборота — прежде всего из-за ослабления экспорта, в т.ч. снижения мировых цен на калийные удобрения, что привело к потере 208 млн. USD. Между тем, учитывая решение «Уралкалия» прекратить экспорт удобрений через Белорусскую калийную компанию, ситуация здесь может усугубиться еще больше. Насколько именно — в Минэкономики определить не берутся. «Мы надеемся, что это не повлияет, — сказал замминистра. — Для нас это пока непросчитываемая ситуация, чтобы сказать, как она отразится на экономике».
Впрочем, считать приходится не только калийные потери. По данным Нацбанка, экспорт товаров и услуг снизился в январе–июне т.г. на 20,7%, до 22 245,5 млн. USD по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., а импорт — на 10,6%, до 21 876,3 млн. При этом положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси в январе–июне 2013 г. составило 369,2 млн. USD, что в 9,7 раза меньше, чем год назад. Сокращение экспорта наблюдается по всем группам товаров, за исключением потребительских и продовольственных. Так, поставки нефтепродуктов упали на 30,1% в стоимостном выражении при сокращении физического объема на 21%, фактически полностью прекратился экспорт отдельных конъюнктурных товаров. Кроме того, существенно уменьшился физический объем экспорта грузовых автомобилей (на 41%), седельных тягачей (на 38,7%), сельхозтехники (на 13,8%), тракторов (на 24,3%). Отчасти поправило ситуацию значительное увеличение физических объемов экспорта азотных удобрений (в 2,6 раза), молока и молочной продукции (на 19,3%), двигателей внутреннего сгорания (на 14,3%). При этом оказывается, что главную проблему Минэкономики видит не в стремительном падении экспорта, а в том, что импорт падает медленнее.
Деление без умножения
Стагнация экономики сказалась на исполнении республиканского бюджета. Заместитель министра финансов Максим Ермолович отметил на пресс-конференции, что в I полугодии наблюдалось отставание доходов от утвержденных параметров, в частности, снизились поступления по налогу на прибыль и ввозным таможенным пошлинам, которые распределяются в рамках Таможенного союза. Поэтому Минфин стремится более рационально и эффективно использовать бюджетные средства, концентрируя их на первоочередных расходах. Результатом этих усилий стало достижение профицита, при том что выплата зарплаты бюджетникам, пенсий, пособий, стипендий и т.п., а также погашение внутреннего и внешнего долга производится своевременно.
Однако во II полугодии избежать дефицита бюджета будет труднее. По оценке Минфина, по итогам 2013 г. недопоступления по налогу на прибыль могут достичь 6 трлн. Br, что составляет около 1% годового ВВП, по таможенным пошлинам — 3 трлн. Br, или 0,5% ВВП. Кроме того, поскольку в январе–июне ставка рефинансирования Нацбанка снижалась медленнее, чем ожидалось, запланированные на год 2,2 трлн. Br субсидий на возмещение процентов по банковским кредитам, выданным на реализацию госпрограмм, практически полностью розданы. Теперь на эти цели дополнительно требуется порядка 4,5 трлн. Br. Всего же объем необеспеченных доходами и иными источниками расходов бюджета может составить почти 12 трлн. Br (1,3 млрд. USD) — сумма для республики значительная.
Минфин видит выход в сокращении капитальных расходов и расходов на содержание госаппарата, в уточнении исполнения республиканского бюджета и ужесточении контроля за расходованием средств местных бюджетов. Кроме того, чтобы пополнить казну, во II полугодии предполагается увеличение акцизов на ряд товаров, изъятие части прибыли некоторых госпредприятий (если она у них найдется), более активное вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества. Дополнительные доходы могут быть получены также от повышения тарифов на услуги транспорта и ЖКХ. Особые надежды возлагаются на внутренние заимствования. Минфин рассчитывает во II полугодии продать валютные облигации юрлицам на сумму до 400 млн. USD и населению на сумму до 100 млн., чтобы рефинансировать внешний долг страны.
Тем не менее белорусские власти намерены повысить с 1 сентября размер тарифной ставки первого разряда. Правда, повышение не будет значительным, предупредил М.Ермолович, хотя соотношение зарплаты в бюджетном секторе и в экономике в целом правительство не устраивает. Но это скорее проблема роста зарплаты в других секторах экономики темпами, опережающими рост производительности труда. Замминистра видит задачу в том, чтобы «потихоньку, очень осторожно, не давя на внутренний спрос, подтягивать заработную плату в бюджетном секторе», чтобы к концу следующего года достигнуть соотношения зарплаты в бюджетном секторе и в промышленности на уровне 90% вместо нынешних 77–78%. «Для этого нужно провести ряд сложных мероприятий и, главное, произвести оптимизацию структуры, — сообщил М.Ермолович. — В частности, необходимо сокращение кадров в образовании и здравоохранении».
Заметим, что пока правительство выполняет поручение Президента о достижении этих рубежей, в республике темпы роста реальной зарплаты уже без малого в 10 раз выше, чем производительности труда. Так что в недалеком будущем придется ломать голову над тем, как связать незаработанные деньги, чтобы они не натворили лишнего.
Иван МИХАЛЕВИЧ