Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
25.04.2006 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Разносная торговля

Правила для "коробейника"...

Правила для "коробейника"

Не так уж много у нас вариантов для обзаведения своим делом, не требующим для раскрутки больших денег. Метод прямых продаж, наверное, самый простой и выгодный из них. Сумка на плечах с расхожим товаром, хорошие манеры - вот и весь арсенал распространителя. Но в последнее время, знаю по себе, "коробейников" не очень-то жалуют, не пускают в офисы, сомневаются в потребительских качествах предлагаемого товара, появились претензии у налоговых органов. И наш брат не очень-то способен защитить свои права. А многие распространители, уверен, их просто не знают, как не знают и своих обязанностей.
 
Был бы очень благодарен "Экономической газете" за подробный рассказ о правовом статусе распространителей и особенностях законодательства, которое регулирует этот самодеятельный бизнес.

В.АЛЕКСЕЕНЯ, г.Брест

Любое доступное дело, которое дает возможность человеку заработать себе на жизнь, заслуживает внимания. Поэтому многие наши земляки пробуют себя в качестве независимых распространителей или консультантов, как их называют, и довольно успешно. Тем более что и предложения на товарном рынке Беларуси весьма обширны. Кстати, о привлекательности этого бизнеса говорит и тот факт, что им заняты сейчас более 2 300 000 россиян, а ежегодный оборот индустрии прямых продаж в России составляет около 1,5 млрд. USD. По Беларуси такой статистики нет. Тем не менее можно утверждать, что и у нас в этой сфере работают сотни тысяч людей.

Чем же занимаются независимые распространители? Они приобретают у компаний-производителей (продавцов) продукцию и перепродают ее конечным потребителям, а также знакомят их с правилами использования этой продукции. Естественно, коммерческое общение должно строиться, в первую очередь, на нормах законодательства. А оно по всем признакам подпадает под определение предпринимательской деятельности, которое содержит ст.1 Гражданского кодекса. Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Какие же шаги следует предпринять для того, чтобы на законных основаниях действовать в качестве распространителя-консультанта? Рекомендуем такой порядок:

1. зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

2. встать на учет в налоговых органах;

3. изготовить печать (по желанию предпринимателя);

4. встать на учет в органах Фонда социальной защиты населения;

5. встать на учет в Белгосстрахе  (в случае привлечения наемных работников);

6. открыть счет в банке;

7. получить лицензию на розничную торговлю;

8. оформить книгу проверок и книгу замечаний и предложений;

9. оформить книгу учета движения товаров.

Перед началом работы в качестве консультанта-предпринимателя, если хватит сил и упорства преодолеть эти ступени оформления и регистрации, надо внимательно изучить нормы, установленные Законом "О защите прав потребителей". Не исключено, что по просьбе покупателей надо будет предоставлять полную и достоверную информацию о предлагаемых товарах, как это принято в розничной торговле и как обязывает ст.5 Закона. А также - сведения о государственной регистрации в качестве предпринимателя, о лицензии, если деятельность подлежит лицензированию, сроке ее действия, органе, выдавшем эту лицензию, и даже возможность ознакомления с подлинником или копией лицензии.

Следует иметь в виду, что торговая операция с клиентом носит характер договора розничной купли-продажи. Он считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 463 ГК). Согласно Положению о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (утв. постановлением Минторга от 6.05.2002  N 23), при продаже товаров без использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являются: товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании и стоимости товара, дате приобретения, продавце (изготовителе).

Перечисленные рекомендации - это начальная азбука профессии, которую надо обязательно усвоить. Без нее и шага в сторону успеха не сделаешь. И уж подавно не сможешь защитить себя в спорной ситуации. А их на практике возникает всегда больше, чем хотелось бы. Не случайно в той же России, где действует около 150 компаний, использующих различные методы прямых продаж, для защиты корпоративных интересов создали Российскую ассоциацию прямых продаж. Пока в нее входят десять компаний: Amway, Avon, AquaSource, Faberlic, Herbalife, Mary Kay, Nu Skin Enterprises, Oriflame, Холдинг Infinum, Tupperware. Это объединение занимается распространением высоких стандартов в сфере прямых продаж, развитием эффективной системы защиты прав потребителей и продавцов, работающих с компаниями прямых продаж в России.

Подобная ассоциация существует в Латвии. Есть такие организации и помасштабнее - Европейская федерация ассоциаций прямых продаж (FEDSA) и Мировая федерация ассоциаций прямых продаж (WFDSA).

Письмо читателя газеты натолкнуло на мысль о создании в Беларуси собственной Ассоциации прямых продаж. Этот шаг порадовал бы многих деловых людей, поскольку у нас появился бы еще один эффективный инструмент для защиты интересов как потребителей продукции, так и индивидуальных предпринимателей-консультантов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by