Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
09.01.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАЗНОГЛАСИЯ ОСТАЮТСЯ

Далеко не простым оказался процесс согласования Генерального соглашения между правительством РБ, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2004--2005гг. И хотя на днях закончит работать Согласительная комиссия, кардинальные различия позиций нанимателей и профсоюзов ставят под сомнение реальность выполнения основной цели Соглашения...

Далеко не простым оказался процесс согласования Генерального соглашения между правительством РБ, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2004--2005гг. И хотя на днях закончит работать Согласительная комиссия, кардинальные различия позиций нанимателей и профсоюзов ставят под сомнение реальность выполнения основной цели Соглашения -- достижения социального согласия в белорусском обществе. Большинство разногласий сегодня возникает в области социальных гарантий, на обязательном характере которых, ссылаясь на положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг., настаивают профсоюзы. Но наниматели придерживаются другого мнения о реальности выполнения как этих гарантий, так и прогнозных показателей Программы. Причем именно себя они считают заложниками Соглашения, многие пункты которого, по их мнению, так и останутся только в "бумажном" варианте белорусской действительности.

Позиции нанимателей и профсоюзов в ходе согласования представляют начальник главного управления производственной и социально-экономической работы аппарата совета ФПБ Сергей СОРОКИН и директор по трудовым вопросам Белорусской научно-промышленной ассоциации Эдвард КИСЕЛЬ.

* * *

Сергей СОРОКИН:

Практика заключения генеральных соглашений между правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов подтверждает их значимость в выработке и последующей реализации конкретных мер, направленных на повышение жизненного уровня населения, обеспечения социальной защищенности.

На наш взгляд, требования, которые профсоюзы включили в проект соглашения, в основном выполнимы. Тем более, что большинство из них согласуются с основными показателями, предусмотренными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг. Другое дело, что для выполнения как Программы, так и требований профсоюзов социальным партнерам предстоит многое сделать по улучшению работы реального сектора экономики.

В этой связи нанимателями и профсоюзами внесен ряд предложений в раздел "Экономическая политика", реализация которых, по нашему мнению, будет способствовать созданию благоприятных условий для работы субъектов хозяйствования.

Со стороны профсоюзов в Генеральное соглашение включены предложения:

-- увеличение норматива индексации доходов с учетом инфляции в 2004г. до уровня бюджета прожиточного минимума;

-- доведение в 2004г. тарифной ставки первого разряда, используемой для оплаты труда работников бюджетной сферы, до 100% бюджета прожиточного минимума;

-- доведение в 2004г. соотношения средней заработной платы и минимального потребительского бюджета до 188%.

Необходимо отметить, что два последних предложения ФПБ согласуются с показателями, предусмотренными Программой. Тем не менее на первом этапе эти предложения остались несогласованными.

Федерация профсоюзов настаивает на включении в соглашение обязательства по пересмотру в 2004г. потребительских корзин в сторону расширения ассортимента потребительских товаров и услуг и изменения их качества и физического объема, а также сохранения в 2004--2005гг. гарантированных видов бесплатной медицинской помощи населению республики не ниже уровня 2003г.

Сложным и спорным моментом остается обсуждение с нанимателями и правительством вопроса по переводу работников на контрактную форму найма. В Федерации профсоюзов убеждены, что эта мера должна применяться только при наличии обоснованных производственных, организационных, экономических причин, т.е. при наличии существенных изменений условий труда (ст.32 ТК). В целях сдерживания повального перевода работников на контрактную форму Федерация профсоюзов внесла предложение о включении в контракты компенсационных выплат за ухудшение правового положения работника, а именно: повышение должностного оклада (тарифной ставки) работника не менее чем на 30% и предоставление дополнительного отпуска не менее трех календарных дней.

Представители правительства и нанимателей не поддерживают предложение ФПБ, предусматривающее не увольнять по сокращению штатов работников предпенсионного возраста (за три года до наступления возраста, дающего право на назначение пенсии), а также одиноких матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

ФПБ настаивает на продлении нанимателями срока трудового договора в случаях истечения срока действующего трудового договора (контракта) в период беременности женщины, отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет. Кроме того, мы считаем необходимым введение положения, обязывающего нанимателя, который не собирается продлевать контракт, за месяц предупредить об этом работника.

Профсоюзы считают необходимым принять меры (по соглашению сторон), ограничивающие право нанимателей устанавливать для работников предприятий режим неполного рабочего времени, в частности, в связи с производственными, организационными или экономическими причинами (ст.32 и 191 ТК), наниматель с согласия работников и профсоюзного комитета может ввести неполное рабочее время, но на протяжении не более трех месяцев в году, причем работник должен быть занят не менее 20 часов в неделю.

Стороны не пришли к согласию по вопросу единовременной компенсации нанимателем семье погибшего на производстве в результате несчастного случая работника. Мы понимаем, что не все наниматели могут "потянуть" предложенную норму (не менее 10 годовых заработков погибшего). Поэтому возможно, что эта норма будет носить рекомендательный характер при заключении коллективных договоров.

Федерацией профсоюзов внесены также предложения, направленные на защиту прав членов профсоюза, создание необходимых условий для работы профсоюзных организаций.

В стадии "разногласий" находится ряд других предложений ФПБ, разрешение которых будет рассматриваться согласительной комиссией в ближайшие сроки.

Будем надеяться, что на уровне согласительной комиссии, а возможно, и на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам многие разногласия будут сняты, так как общая задача социальных партнеров состоит в повышении эффективности работы всего народнохозяйственного комплекса республики, а значит, и в повышении жизненного уровня трудящихся, обеспечении социальной защищенности населения.

* * *

Эдвард КИСЕЛЬ:

Считаю, что позиция профсоюзов сегодня достаточно популистская. Правительство же вообще не занимает никакой позиции, потому что ничего другого ему не остается. Не может же оно заявить, что принятая в 2001г. Программа социально-экономического развития была слишком амбициозной и выполнена не будет. И как объяснить, почему об исполнении программы задумались только сейчас, лишь за два года до ее завершения. А поскольку заработная плата намного отстала от обещанной, теперь предлагается "наверстать" упущенное и к концу 2004г. поднять ее почти до 200 USD, а в 2005г. -- до 250 USD. Цель-то замечательная, кто спорит. Но вот как и кто будет все это выполнять?

Заложниками Соглашения сегодня оказываются именно директора предприятий, потому что в случае невыполнения гарантий все претензии будут к ним. А то, что многие пункты Соглашения выполнены не будут, это однозначно.

Давайте будем реалистами. Приватизация сегодня не идет, инвестиционной политики -- никакой. Малый и средний бизнес практически полностью похоронен. Ни один инвестор не будет вкладывать деньги в трудоустройство лишних работников. Все инвесторы социально безответственны.

А белорусские предприятия сегодня, наоборот, выполняют не экономические и даже не производственные, а социально-благотворительные функции. Причем большинство из них позволить себе этого не могут даже при большом желании. Поэтому нужно четко представлять механизмы реализации социальных гарантий и нормативов. Средняя зарплата -- 200 USD к концу года, средняя стипендия -- 40%, пенсия -- 50% от зарплаты. Но за счет чего? Резервы есть? Нет. Ситуация очень сложная. Я, как член рабочей группы, уже готов подать в отставку. Ведь реализовать Соглашение при существующей ситуации невозможно.

На многих предприятиях затраты на единицу продукции аналогичны затратам наших зарубежных конкурентов. Только у них работают 1 тыс. человек, которые получают по 600 USD, а у нас при зарплате 100 USD работают 5 тыс. Таким образом, чтобы поднять зарплату в два раза, остается только вдвое сократить численность работников. Но существует ли у нас сегодня система социальной защиты, способная всех этих людей взять на себя? Пособия по безработице составляют около 26 тыс. руб. Новых рабочих мест, которые должен был создавать малый и средний бизнес, нет. Как, впрочем, нет и самого этого бизнеса. Досрочный выход на пенсию тоже никого не устраивает. То есть, если мы говорим о том, чтобы выполнять Программу социально-экономического развития, нужно понимать, как профсоюзы и правительство будут решать эти вопросы. То же самое касается и увеличения на 10% валовых показателей. За счет чего это может быть возможно? Рост производства даст только дальнейшее затоваривание и так уже полных складов продукцией, которую невозможно продать. И снова возвращаемся к тому, с чего начали: где брать деньги на зарплату?

То есть надо предусматривать какие-то опережающие шаги, активизировать работу по развитию малого и среднего предпринимательства, надо снизить налоговую нагрузку, объемы налогов, уменьшить помощь селу, отказаться от ряда социальных объектов и передать их местным властям, предусмотреть планы реструктуризации предприятий. И все это нужно было делать гораздо раньше, поскольку бюджет на будущий год и изменения в налоговое законодательство уже приняты.

Однако, по всей видимости, профсоюзы свои планки не снизят и наниматели будут вынуждены согласиться со многими их требованиями. И дело не в том, что мы принципиально не хотим нести социальные обязательства. Просто не хочется давать невыполнимые обещания.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений