Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
04.10.2002
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ

Быть ли поправкам Хрола -- Холопика, Аникеева -- Чечоры?..

Быть ли поправкам Хрола -- Холопика, Аникеева -- Чечоры?..

Депутатский корпус начал очередной раунд своей законотворческой деятельности. Результаты ее зависят от очень многих факторов, но не в последнюю очередь и от личности народного избранника.

Что мы знаем о наших депутатах? В первую очередь, разумеется, об избранниках, попавших в высший эшелон законодательной власти, в Палату представителей. В период избирательной кампании они словоохотливы, общительны, от их внимания нигде не спрятаться, ни скрыться, в погоне за нашими голосами они находили потенциальных избирателей даже на домашних диванах.

Но вот заканчивается выборная гонка. Успокаиваются страсти, идут чередой будничные дни. И депутат, словно, забывает о рядовых гражданах, а обыватели свыкаются с тем, что их избранники уподобляются небожителям: ни рукой до них не достать, ни криком докричаться.

Впрочем, тема взаимоотношений граждан-избирателей и депутатов особая, многогранная. Но возьмем лишь один аспект: хотят ли и умеют ли депутаты добиваться известности, становиться героями? Естественно, не выкрикивая на каждом углу дешевые обещания, сенсационные обвинения, а выдавая на-гора эффективные, безупречные законы или хотя бы очень нужные поправки... Направляясь в парламент, они обещали если и не золотые перспективы, то серебряные... И налоги обещали снижать, и зарплату повышать, инвестиции привлекать, криминал уничтожать... Сеяли, что называется, с шумом, многое ли выросло на той ниве?

Мы почти ничего не знаем о работе депутатов. Те редкие интервью, которые мелькают иногда в печати, на радио и телевидении, лишь штрихпунктирно рассказывают о деятельности главных творцов правил, по которым мы трудимся, отдыхаем, лечимся, ищем помощи у милиции, в судах.

Изучаю прессу, стенограммы, беседую с депутатами, со специалистами из отделов, которые обеспечивают деятельность депутатских комиссий. На предстоящей сессии Палаты представителей планируется рассмотреть более 100 вопросов. В ворохе бумаг очень трудно найти свидетельства персонального депутатского творчества. А хотелось бы приподнять завесу над некоторыми секретами законодательной кухни.

Дело в том, что депутаты наряду с министерствами и ведомствами обладают правом законодательной инициативы, но пользуются им крайне редко. Смельчаков можно пересчитать по пальцам одной руки. Возможно, причина в сложной процедуре оформления инициативы. Но кто обещал депутату беззаботную жизнь, ведь он сам принародно напрашивался на трудности? Безынициативность объясняется нежеланием, что называется, лезть на рожон, вызывать огонь на себя, ведь намного спокойнее плыть в русле, предлагаемом Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте. Получили законопроект, прочитали раз-другой, предложили поменять местами слова, убрать лишние запятые. Смотришь, обозначено участие...

Конечно же, есть и исключения. Один из смельчаков, активно проявляющий себя в законодательной сфере, -- Виктор Кучинский, получивший мандат доверия в одном из округов Брестской области. Имя этого депутата широко известно, он длительное время был помощником Президента по особым поручениям. И в парламенте не отсиживается. В нынешнем году внес на рассмотрение ряд поправок в Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы, которые в случае их одобрения не остались бы незамеченными. Так, одна из поправок Кучинского регламентирует деятельность контролеров, бесчисленная рать которых оккупирует предприятия и организации и держит их под колпаком. Он предложил установить уголовную ответственность для контролеров. Интересны и другие поправки депутата, но, похоже, ни одной из них не удастся пройти через лабиринты Палаты представителей. Как уверяют отдельные депутаты, они уже получили рекомендации "зарезать" поправки Виктора Кучинского. Впрочем, возможно, депутаты и пренебрегут указаниями свыше...

Вслед за Кучинским торит тропу и депутат Палаты представителей Владимир Новосяд. Он замахнулся уже не на поправку, а на целый закон: намерен предложить на предстоящей сессии проект "Об альтернативной службе". Документ изучили в министерствах труда и социальной защиты, обороны, в КГБ. Получены необходимые согласования. Теперь проекту предстоит дорога еще в один казенный дом -- в тот же Национальный центр законопроектной деятельности. И все начнется сначала, как в сказке про белого бычка.

Возможно, эта предельно усложненная процедура и отпугивает депутатов, лишает их желания проявлять инициативу.

Депутатская инициатива скована необходимостью многочисленных согласований. Заинтересованные ведомства имеют возможность ставить барьеры на каждом шагу. Если же поправка требует изменений в бюджете, даже если она в итоге экономит средства, ее необходимо согласовать на высшем уровне, на президентском...

Как результат, в повестке предстоящей сессии много материалов вторичного характера. Так, депутатам предстоит одобрить 10 президентских декретов, ратифицировать 8 соглашений. Суть же оригинальных законопроектов отдалена от насущных проблем экономики, социальной сферы.

И мы не можем сказать, что с нетерпением ждем, какая же судьба постигнет поправки Хрола -- Холопика по жилищной политике, Поплавского -- Жвикова по оздоровлению промышленности, Часнойтя -- Дубовика по улучшению медицинского обслуживания ветеранов, Аникеева -- Чечоры по укреплению негосударственной прессы, Розынко -- Папруги по ликвидации убыточности колхозов... Не можем сказать по той простой причине, что этих поправок нет. Уповать на центр можно, его конвейер работает исправно, но на все сложности жизни ему не откликнуться.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений