$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

«Размножая» стоянки, можно экономить землю

25.05.2007

По статистике, крупные города республики, и в частности Минск, лишь на 50% обеспечены автостоянками и парковочными местами. Несмотря на предпринимаемые городскими властями усилия, ситуация с каждым годом усложняется. Число частных автомобилей в столице ежегодно увеличивается на 35 тыс. единиц, в то время как земля дорожает и свободных площадей для организации стоянок больше не становится. Как очистить городские дворы от скопившихся там автомобилей, обсуждали недавно столичные «парковщики».

В Беларуси существуют пока только многоуровневые и подземные паркинги, в то время как за рубежом активно стали строить автоматизированные парковочные комплексы, оборудованные современными технологиями, позволяющими размещать автомобили в несколько ярусов. Причем размещаться они могут либо в крытых сооружениях (паркингах), либо на открытых площадках.

По расчетам директора компании ООО «МультиПаркинг», которая предлагает этот новый для белорусского рынка продукт, Александра Каминского, новые технологии можно использовать не только при проектировании сооружений, но и для «разгрузки» существующих жилых и общественных объектов, модернизации гаражей. Как известно, особенно остро стоит эта проблема в центре города.

«Будь у нас раньше методы компактного размещения автомобилей, мы бы могли экономить землю и куда более эффективно выполняли требования заказчиков», — сказал журналистам на пресс-конференции главный архитектор УП «Творческая мастерская архитектора Крамаренко В. В. » Андрей Гришан. Например, при разработке проекта Национальной библиотеки, рассказал он, много прилегающей к зданию территории по нормам пришлось отдать на размещение порядка 600 автомобилей, хотя эту землю можно было использовать с большей пользой. С этой же проблемой постоянно сталкиваются проектировщики и при планировке жилых районов. Каждое машино-место в среднем требует 50 м площади с учетом всех проездов, поворотов и т. д. Несколько спасают двухуровневые подземные парковки, но все равно около 25% автомобилей приходится выводить за пределы застраиваемой территории на 500-800 м.

Из-за немалой стоимости новинки и низкой платежеспособности граждан возникает сложность с поиском инвесторов, поделился с журналистами директор ООО «МультиПаркинг». Цена машино-места при строительстве обычных многоуровневых паркингов сегодня колеблется от 5 до 15 тыс. EUR. Приблизительно во столько же обойдется и место в автоматизированных паркингах.

Понятно, что состоятельные минчане, проживающие в элитных домах с подземными паркингами, где одно машино-место стоит около 25 тыс. USD, смогут позволить себе такую роскошь. Однако машинами кишат и дворы спальных районов, где живут, как правило, не самые обеспеченные люди. В рядовом минском дворике самая простая парковка на два авто будет стоить примерно 6 тыс. EUR. Поэтому проектировщики сейчас ломают голову над тем, как сделать соотношение цены и привлекательности максимальным. Банки откликнулись на просьбу кредитовать население на приобретение парковочных мест.

К слову, 40% опрошенных специалистами компании автовладельцев хотят хранить свой автомобиль рядом с домом. Тем более что сегодня сложно найти гараж, а еще труднее — по доступной цене. Цены на них, как отметил главный инженер КУП «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников, за последние полтора года резко вскочили едва ли не вдвое.

Помимо частных лиц, потенциальными потребителями новых технологий могут стать владельцы торговых центров, гипермаркетов и иных общественных объектов. По словам главного инженера КУП «Гаражи, автостоянки и парковки», в ведении которого находится почти все столичное стояночное хозяйство, в прошлом году в свете подорожания земли городские власти решили: хватит строить плоскостные наземные стоянки и выставили на аукцион 10 площадок под строительство многоуровневых паркингов. Для начала, говорит он, следует построить в Минске пилотный автоматический паркинг — посмотреть на реакцию рынка. Однако строить такие паркинги для временного хранения автомобилей, чтобы сдавать места в аренду, невыгодно. Приносить прибыль они будут только в том случае, если общее количество квадратных метров будет равняться метрам аренды. Кроме того, они обязательно должны «пристегиваться» к каким-либо торговым центрам, магазинам и т. д. «Чистый» паркинг не окупится никогда, пояснил Прудников, т.к. такие объекты очень затратны в эксплуатации: повышенная пожарная безопасность, видеонаблюдение и т. д.

Полной уверенности относительно того, что новые технологии приживутся и на белорусской почве, у участников мероприятия пока не было. Однако опыт соседей внушает надежду. Вон москвичи уже шесть таких комплексов сделали…

Инесса ГЕРМАНЧУК