Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
06.08.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ©

В Беларуси планируется с 2014 г. ввести институт крупных плательщиков, которым налоговые органы намерены уделить особое внимание.

В Беларуси планируется с 2014 г. ввести институт крупных плательщиков, которым налоговые органы намерены уделить особое внимание.

Перечень таких крупных плательщиков будет утверждаться МНС до 1 октября года, предшествующего году его введения в действие, вводиться в действие с 1 января и не подлежать пересмотру в течение двух календарных лет. Исключение составляет случай ликвидации организации, входящей в перечень, в т.ч. вследствие признания ее экономически несостоятельной (банкротом): такая организация будет подлежать исключению из перечня до истечения двухлетнего срока.

В перечень планируется включить 100 белорусских организаций, имеющих наибольшую выручку (доходы) от реализации согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, если у них суммарный объем налогов, сборов, исчисленных в году, предшествующем году утверждения перечня, или сумма НДС, предъявленная организацией к возмещению из бюджета, превышает 75 млрд. Br (т.е. около 8,5 млн. USD в эквиваленте).

Не будет включаться в перечень организация, соответствующая указанным критериям, если по состоянию на 1 октября года, предшествующего году введения в действие перечня, она находится в процессе ликвидации.

Согласие организации на включение в перечень не требуется. Налоговый орган просто направит ей до 1 января на бумажном носителе или в виде электронного документа соответствующее уведомление установленной формы.

Каких-либо преференций включение в перечень гигантам нашей экономики не сулит. Напротив, им придется помимо стандартного набора налоговой отчетности представлять в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа бухгалтерскую отчетность не только за год (не позднее 30 марта года, следующего за истекшим годом), но и за I полугодие текущего года — не позднее 31 июля текущего года, а также книгу покупок — ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Форматы отчетности в виде электронного документа также будут установлены МНС.

ПО МНЕНИЮ разработчиков проекта, более тщательный налоговый контроль за крупными плательщиками позволит повысить качество и эффективность контрольной деятельности, а также усовершенствовать налоговое администрирование в отношении бюджетообразующих организаций и крупных экспортеров. Обязанность по представлению крупными плательщиками дополнительных по сравнению с общеустановленными сведений является необходимым атрибутом налогового администрирования этого сегмента и применяется во всех странах, считают авторы документа. Они дадут возможность налоговым органам расширить имеющуюся информацию о плательщике, особенностях и перспективах его финансово-хозяйственной деятельности, контрагентах и т.д., что позволит обеспечить более качественное налоговое сопровождение такого плательщика, оказывать ему оперативную и грамотную, с учетом конкретных ситуаций, методологическую и консультационную помощь.

Хочется поверить, что такая помощь компенсирует организациям, которых ждет статус крупных плательщиков, хлопоты по представлению дополнительной отчетности. Труднее понять, как должно выглядеть несоответствие размеров налоговых баз, отражаемых в налоговых декларациях, фактическим результатам финансово-хозяйственной деятельности, выявляемое при сравнении данных бухгалтерской и налоговой отчетности. Ведь налоговый учет у нас, согласно ч. 2 ст. 62 НК, основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. А потому кардинальных различий в выручке, прибыли и иных показателях ожидать не приходится. Если же крупное предприятие затеет минимизацию реальных доходов и уклонение от уплаты налогов, то следы этих действий в промежуточной бухгалтерской отчетности вряд ли будут заметны.

Правда, разработчики проекта ссылаются на особые правила налогового администрирования и контроля крупных плательщиков, действующие в большинстве стран СНГ, а также в 41 из 49 налоговых администраций стран — членов ОЭСР. Действительно, в России, к примеру, выделяют, правда, не крупных, а крупнейших налогоплательщиков, учитывая при этом не только финансово-экономические показатели (сумма начисленных за год федеральных налогов, годовой доход и сумма активов), но и наличие взаимозависимости между организациями. В частности, в число крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне включаются организации при наличии хотя бы одного из трех условий: объем начислений федеральных налогов превышает 1 млрд. RUB, суммарный объем выручки и операционных доходов или сумма активов превышает 20 млрд. RUB. Для включения в число крупнейших налогоплательщиков на региональном уровне необходимо выполнение двух условий: суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов составляет от 1 млрд. до 20 млрд. RUB; активы составляют от 100 млн. до 20 млрд. RUB и (или) суммарный объем начислений федеральных налогов составляет от 75 млн. до 1 млрд. RUB. Это выглядит логичным: значительный объем активов может служить косвенным признаком масштабной деятельности, и если выручка и сумма налогов им не соответствуют, то это подозрительно.

Организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей указанные показатели, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего указанные показатели. Таким образом, ставятся под контроль распространенные схемы минимизации налогов в рамках групп компаний, в т.ч. с помощью трансфертных цен.

Статус крупнейшего налогоплательщика предусматривает постановку на учет в межрегиональных инспекциях ФНС РФ, особый порядок налогового администрирования и учета, назначения выездных проверок, право на заключение с налоговым органом соглашений о ценообразовании, а также некоторые неналоговые бонусы, например, право на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» и слов, производных от них.

ВПРОЧЕМ, если уж говорить о мировом опыте, то для Беларуси сегодня весьма актуальным стало бы и введение института консолидированных групп налогоплательщиков — ведь в стране уже зарегистрировано несколько десятков холдингов, большинство которых или в лице управляющей компании, или в совокупности вполне потянет на статус «крупного плательщика». При этом, с одной стороны, консолидированная уплата налога на прибыль позволила бы участникам холдинга в полной мере оценить преимущества своего объединения, а с другой — регламентация специфики их налогообложения позволила бы исключить некоторые схемы налоговой минимизации, борьбой с которой так озабочены наши законодатели. Мировой опыт тут тоже весьма богат — этому вопросу в России посвящена глава 3.1 части I Налогового кодекса, а ОЭСР разработала специальные рекомендации.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений