$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

РАЗМЕР- ДЕЛО НАЖИВНОЕ

01.04.2011

Минувший год характеризовался утратой патентной защиты на многие лекарства, приносившие значительный доход на вложенные инвестиции транснациональным компаниям, названным группой «Большая Фарма». Теряя привычные рынки сбыта, эти компании ищут новые, где можно восстановить доходы. Поэтому привлекательными становятся и страны СНГ. При этом используются опробованные способы: маркетинг и инвестиции, в т.ч. покупка активов для организации производств. При этом в постсоветские государства передаются технологии, бренды и разработки. Украина оказалась вовлеченной в этот процесс как один из самых быстрорастущих лекарственных рынков в СНГ. О полученном опыте развития рассказала аналитик компания SMD Ирина Горлова.

Еще недавно, в 2004 г. украинский фармацевтический рынок был практически равен белорусскому — его объем находился на уровне 700 млн. USD. А вот в 2010 г. он достиг уже более 2 млрд. USD, причем 90% — доля розничного сегмента. Анализ структуры продаж в розничных аптечных сетях говорит о том, что лекарства занимают в них львиную долю — 75%, БАДы и изделия медицинского назначения — 15%, предметы гигиены и косметика — 6%.

Ситуация на рынке определяется покупательной способностью населения. Большую часть в структуре его потребления занимают дешевые местные препараты. Однако по мере роста доходов увеличивается доля продаж лечебной косметики и БАДов (под видом которых многие компании регистрировали свои препараты), достигающая сегодня 15–17 млн. USD в год.

Средневзвешенная стоимость упаковки лекарства возросла в прошлом году на украинском рынке до 3 USD против 2 USD в 2009 г. Причин тому несколько. Во-первых, национальные производители лекарств после приватизации стали вместо устаревших средств выпускать более современные и дорогие. Во-вторых, на ценах сказались также инвестиции, стоимость нового сырья и т.п. По оценкам аналитиков, на протяжении последних лет лекарственный рынок, увеличиваясь в денежном выражении, в пересчете на упаковки практически не растет, т.к. в структуре потребления произошла замена на более качественные препараты продленного действия.

Известная в СНГ «Дарница», которая многие годы была лидером украинского рынка, сегодня уступила свои позиции, т.к. слишком долго не обновляла свой ассортимент. Сейчас в рейтингах национальных производителей первые двадцать мест занимают компании, получившие GMP, сертификацию европейского образца. Ради этого были произведены значительные расходы, в т.ч. на переобучение персонала. Зато у украинских фармацевтов открылись возможности экспорта в Европу. В целом в Украине сертифицировано 37 производств. Те, кто не успел этого сделать, в ближайшее время утратят право торговать своей продукцией.

Тем не менее лидерами продаж в аптечных сетях Украины являются препараты производства: Санофи, Новартис, Сервье. Число дистрибьюторских компаний сократилось с почти 5 тысяч в 2004-м до нынешних 800. Изменения в ценовой политике, инициированные государством, и тенденции консолидации сократили количество игроков в несколько раз. Смогли выжить те, кто располагал достаточным запасом финансовой прочности.

Сегодня первая пятерка дистрибьюторов контролирует 60% рынка. При этом лидирующая десятка компаний куплена российской «Катрэн», а остальные компании-дистрибьюторы получили инвестиции ЕБРР. Из них только одна смогла получить международный сертификат, подтверждающий высокий уровень дистрибьюции. Множество мелких компаний успешно занимаются поставками средств медицинского назначения в сельские районы.

Большинство предприятий государственной аптечной сети «Фармация» являются коммунально-частными, причем их совладельцами стали собственные работники. Предприятия, сумевшие изменить маркетинговые стратегии, например, луганская и киевская «Фармация», добились наилучших успехов. Высок оборот аптек сети «Фармастор», несмотря на ее скромные размеры. Интересно, что иностранные инвесторы, осваивая украинский рынок, предпочитают покупать именно небольшие аптечные сети. Приемлем ли такой путь для Беларуси?