$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

«Разгрузить» ФСЗН предлагает Комитет госконтроля

14.07.2016

Рассмотреть вопрос об исключении из расходов бюджета Фонда социальной защиты населения выплат, не предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании, а также принять меры по наполняемости бюджета рекомендует правительству Комитет государственного контроля.

Такая информация прозвучала в ходе утверждения в парламенте отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 г.

Напомним, бюджет ФСЗН на 2015 г. Законом от 30.12.2014 № 221-З утвержден по доходам в объеме 115,8 трлн. Br, по расходам – 114,2 трлн. Br (здесь и далее – суммы до деноминации). Указом от 31.12.2015 № 541 его показатели были уточнены: доходы – 105,3 трлн. Br, расходы – 108,7 трлн. Br.

В целом же бюджет фонда исполнен с дефицитом в сумме 3,4 трлн. Br, доходы составили 104,8 трлн. Br, или 99,5% от уточненного годового плана, расходы – 108,2 трлн. Br (99,5%). Основным источником доходов являются взносы на государственное социальное страхование – всего поступило 97,2 трлн. Br, в т.ч. 96,2 трлн. Br обязательных страховых взносов, из них 56% – от плательщиков Минска, Минской и Гомельской областей.

Выступая с докладом в парламенте, заместитель председателя Комитета госконтроля Раиса Саврицкая отметила, что на исполнение бюджета фонда негативное влияние оказал рост задолженности по уплате обязательных страховых взносов, которая по сравнению с 2014 г. увеличилась на 34% и на начало текущего года составила 298 млрд. Br. При этом, несмотря на жесткие требования главы государства, по-прежнему актуальным остается вопрос выплаты зарплаты, являющейся объектом для начисления обязательных страховых взносов.

Р.Саврицкая привела примеры сокрытия просроченной задолженности по зарплате и необоснованности произведенных в связи с этим различных выплат. Например, в Сенненском райагросервисе (Витебская область) при неотражении в государственной статотчетности наличия такой задолженности, в течение года для расчета тарифных окладов специалистам необоснованно применялась удвоенная тарифная ставка первого разряда. В связи с излишней выплатой зарплаты акционерному обществу причинен вред на сумму свыше 1 млрд. Br, а просроченная задолженность по отчислениям в бюджет фонда на начало текущего года составила 3,2 млрд. Br.

Из года в год наблюдается тенденция замедления темпов роста доходной части бюджета фонда. Например, если в 2012 г. по сравнению с 2011 г. отчисления в бюджет фонда возросли в 1,9 раза, то за 2015 г. – только на 11%. Одной из причин является рост вынужденной неполной занятости. Так, за прошлый год количество работавших неполное рабочее время увеличилось в 2,2 раза, а работников, которым предоставлялись отпуска по инициативе нанимателя – на 37%. Кроме того, сказалось дальнейшее старение населения при незначительном росте численности работников. В результате сохраняется увеличение нагрузки на экономически активное население и систему его социальной защиты.

Основные расходы в сумме 83,6 трлн. Br, или 77,3% направлены на выплату пенсий и пособий. Причем на эти цели ежемесячно в первой декаде привлекались (от 2,5 млрд. до 3 млрд. Br) временно свободные средства республиканского бюджета с последующим их возмещением из ФСЗН. 

Из общей суммы пенсий и пособий на социальные пенсии и госпособия семьям, воспитывающим детей, пенсии военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, пенсии госслужащим и за особые заслуги перед республикой приходится 4,8 трлн. Br, или 4,4% расходов бюджета фонда. В связи с недостатком средств эти выплаты в полном объеме осуществлены за счет субвенций, полученных из республиканского бюджета. За счет средств фонда финансировалась деятельность его аппарата (0,3% всех расходов), специализированные учебно-спортивные учреждения Федерации профсоюзов Беларуси (0,2%), санаторно-курортное лечение и оздоровление населения (0,6%).

КГК уже рекомендовал правительству исключить из расходов бюджета ФСЗН при его формировании на очередной финансовый год выплаты, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, а также финансирование нестраховых случаев. Также предложено рассмотреть вопрос о финансировании деятельности аппарата фонда за счет республиканского бюджета.

Как подчеркнула Р.Саврицкая, правительству необходимо принять меры по повышению наполняемости бюджета фонда, в том числе за счет упорядочения размера отчислений обязательных страховых взносов и льгот при определении суммы выплат, с которых эти взносы начисляются, а также оптимизации перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

Автор публикации: Анна РАДЮК