$

2.0797 руб.

2.3158 руб.

Р (100)

3.2244 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Проекты

«Разгрузить» ФСЗН предлагает Комитет госконтроля

14.07.2016

Рассмотреть вопрос об исключении из расходов бюджета Фонда социальной защиты населения выплат, не предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании, а также принять меры по наполняемости бюджета рекомендует правительству Комитет государственного контроля.

Такая информация прозвучала в ходе утверждения в парламенте отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 г.

Напомним, бюджет ФСЗН на 2015 г. Законом от 30.12.2014 № 221-З утвержден по доходам в объеме 115,8 трлн. Br, по расходам – 114,2 трлн. Br (здесь и далее – суммы до деноминации). Указом от 31.12.2015 № 541 его показатели были уточнены: доходы – 105,3 трлн. Br, расходы – 108,7 трлн. Br.

В целом же бюджет фонда исполнен с дефицитом в сумме 3,4 трлн. Br, доходы составили 104,8 трлн. Br, или 99,5% от уточненного годового плана, расходы – 108,2 трлн. Br (99,5%). Основным источником доходов являются взносы на государственное социальное страхование – всего поступило 97,2 трлн. Br, в т.ч. 96,2 трлн. Br обязательных страховых взносов, из них 56% – от плательщиков Минска, Минской и Гомельской областей.

Выступая с докладом в парламенте, заместитель председателя Комитета госконтроля Раиса Саврицкая отметила, что на исполнение бюджета фонда негативное влияние оказал рост задолженности по уплате обязательных страховых взносов, которая по сравнению с 2014 г. увеличилась на 34% и на начало текущего года составила 298 млрд. Br. При этом, несмотря на жесткие требования главы государства, по-прежнему актуальным остается вопрос выплаты зарплаты, являющейся объектом для начисления обязательных страховых взносов.

Р.Саврицкая привела примеры сокрытия просроченной задолженности по зарплате и необоснованности произведенных в связи с этим различных выплат. Например, в Сенненском райагросервисе (Витебская область) при неотражении в государственной статотчетности наличия такой задолженности, в течение года для расчета тарифных окладов специалистам необоснованно применялась удвоенная тарифная ставка первого разряда. В связи с излишней выплатой зарплаты акционерному обществу причинен вред на сумму свыше 1 млрд. Br, а просроченная задолженность по отчислениям в бюджет фонда на начало текущего года составила 3,2 млрд. Br.

Из года в год наблюдается тенденция замедления темпов роста доходной части бюджета фонда. Например, если в 2012 г. по сравнению с 2011 г. отчисления в бюджет фонда возросли в 1,9 раза, то за 2015 г. – только на 11%. Одной из причин является рост вынужденной неполной занятости. Так, за прошлый год количество работавших неполное рабочее время увеличилось в 2,2 раза, а работников, которым предоставлялись отпуска по инициативе нанимателя – на 37%. Кроме того, сказалось дальнейшее старение населения при незначительном росте численности работников. В результате сохраняется увеличение нагрузки на экономически активное население и систему его социальной защиты.

Основные расходы в сумме 83,6 трлн. Br, или 77,3% направлены на выплату пенсий и пособий. Причем на эти цели ежемесячно в первой декаде привлекались (от 2,5 млрд. до 3 млрд. Br) временно свободные средства республиканского бюджета с последующим их возмещением из ФСЗН. 

Из общей суммы пенсий и пособий на социальные пенсии и госпособия семьям, воспитывающим детей, пенсии военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, пенсии госслужащим и за особые заслуги перед республикой приходится 4,8 трлн. Br, или 4,4% расходов бюджета фонда. В связи с недостатком средств эти выплаты в полном объеме осуществлены за счет субвенций, полученных из республиканского бюджета. За счет средств фонда финансировалась деятельность его аппарата (0,3% всех расходов), специализированные учебно-спортивные учреждения Федерации профсоюзов Беларуси (0,2%), санаторно-курортное лечение и оздоровление населения (0,6%).

КГК уже рекомендовал правительству исключить из расходов бюджета ФСЗН при его формировании на очередной финансовый год выплаты, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, а также финансирование нестраховых случаев. Также предложено рассмотреть вопрос о финансировании деятельности аппарата фонда за счет республиканского бюджета.

Как подчеркнула Р.Саврицкая, правительству необходимо принять меры по повышению наполняемости бюджета фонда, в том числе за счет упорядочения размера отчислений обязательных страховых взносов и льгот при определении суммы выплат, с которых эти взносы начисляются, а также оптимизации перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

Автор публикации: Анна РАДЮК


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы