Разговор с министром о зарплате и пенсиях
Антонина Петровна МОРОВА назначена Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь в сентябре 2001 года. Таким образом, она приняла на себя груз ответственности за решение проблем, которые раньше находились в ведении двух министерств -- труда и социальной защиты. С тех пор минуло 4 месяца, в течение которых как бы на "ходу" проходило формирование структуры аппарата Министерства и, что еще сложнее, создание команды, способной решать важнейшие государственные задачи в области совершенствования оплаты труда и социальной защиты населения. Откликнувшись на предложения редакции, Антонина Морова согласилась рассказать читателям "НЭГ" о ближайших и перспективных направлениях работы Министерства.
-- Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005 годы определено, что политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства.
Для проведения в жизнь этой политики предусмотрено решение следующих основных задач:
усиление стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции и повышении его эффективности;
значительное повышение удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате;
регулирование цены рабочей силы на основе поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе -- к минимальному потребительскому бюджету.
Работа по решению этих задач должна быть организована в масштабах всей экономики республики, с использованием механизма социального партнерства на всех его уровнях.
Повышение стимулирующей функции зарплаты будет идти по следующим основным направлениям.
Во-первых, необходима более четкая увязка результатов производства и труда каждого работника с уровнем его оплаты.
С этой целью предстоит разработать и принять необходимые нормативно-правовые акты и внести изменения в действующие нормативные и методические документы, касающиеся, в частности, усиления связи оплаты труда с эффективностью производства и результативностью труда.
Вторым важнейшим направлением усиления стимулирующей функции зарплаты является нормирование труда, которое имеет две разновидности.
Первая -- тарифное нормирование, характеризующее трудовую деятельность с позиции ее сложности и условий, профессионального, должностного разделения труда.
Вторая -- организационно-техническое нормирование, характеризующее трудовую деятельность с точки зрения требуемых количественных результатов, зависящих от уровня технической оснащенности труда, распределения работы по рабочим местам и организации взаимодействия рабочих мест, технологии выполнения работ.
-- Антонина Петровна, видится ли уже сегодня механизм регулирования оплаты труда, основанный на усилении стимулирующей функции зарплаты? Какова роль в этом нормирования труда, нормативно-методической базы по оплате труда? Расскажите об этом подробнее.
-- Да, стимулирующую функцию зарплаты невозможно реализовать без организационно-технического нормирования труда, понимаемого в широком смысле, то есть четкого описания круга трудовых обязанностей работника и требуемых от него количественных и качественных результатов труда на основе применения технически обоснованных норм трудовых затрат.
Взаимоотношения между работником и нанимателем на многих предприятиях строятся на основе заниженных норм выработки (круга трудовых обязанностей). Выполнение таких норм составляет 150--200% и выше. Однако при этом отсутствует рост объемов производства и низка его эффективность.
Такие результаты обусловлены тем, что как и в дореформенный период сохраняется неудовлетворительное состояние тарифного и организационно-технического нормирования труда. На основе заниженных тарифных ставок, норм выработки нельзя создать эффективные системы оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников. В данном случае приработок рабочих-сдельщиков, премии, надбавки и различные доплаты превращаются в фиксированные доплаты, не влияющие на результаты труда. В этой связи низка и стимулирующая функция зарплаты в целом.
Усиление стимулирующей функции зарплаты будет достигнуто только посредством принятия всего комплекса мер, охватывающих экономические, управленческие аспекты, создание высоких требований к нормированию труда.
Для этого необходимо дополнить главу о нормах труда и сдельных расценках в Трудовом кодексе. Содержательная сторона этих дополнений должна состоять в строгом установлении обязанностей нанимателей по тарифному и организационно-техническому нормированию труда. Трудовой кодекс должен предусматривать обязательность установления для каждого лица, принятого на работу по трудовому договору (контракту), перечня его трудовых обязанностей на рабочем месте и порядка учета выполнения его трудовых обязанностей. Эти документы будут в виде должностных или рабочих инструкций доведены до сведения каждого работника. Наниматели, не доведшие до сведения работников, принятых на работу, их трудовые обязанности (нормы труда), могут быть подвержены штрафу со стороны инспекций труда.
Можно бы дополнить Трудовой кодекс также основными требованиями к качеству норм труда, не допускающими как их завышения, так и занижения.
Что касается нормативно-методической базы по организационно-техническому нормированию труда, то эта проблема совместно с министерством труда Российской Федерации будет решена в основном к 2005 г.
-- В 2002 г. совместно с министерством труда Российской Федерации предусмотрено завершить корректировку всех выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного союзными органами в дореформенный период...
-- Министерство труда и соцзащиты намерено внести существенные изменения в Рекомендации по применению Единой тарифной сетки. Имеется в виду разработка нескольких ее вариантов для применения в организациях внебюджетного сектора экономики с учетом уровня тарифной ставки первого разряда.
При определении величины тарифной ставки первого разряда наниматели должны учитывать величину бюджета прожиточного минимума, сложившуюся в период, предшествующий началу кампании по разработке коллективных договоров на следующий год, а также показатели роста объемов производства, повышения его эффективности, прогноз роста цен на потребительские товары и услуги.
Важнейшие тарифные условия оплаты труда, разработка которых осуществляется в централизованном порядке (кроме тарифно-квалификационных справочников), будут предусмотрены в отраслевых тарифных соглашениях. Это способствовало бы более системному превращению их в отраслевые нормы, обязательные для применения в организациях.
Работникам организаций при определении тарифной ставки первого разряда необходимо ориентироваться на удельный вес тарифа в зарплате в размере 60--65%, с последующим повышением этого уровня до общеевропейского стандарта -- 90%.
Чтобы перейти к организации зарплаты на принципах рыночной экономики, тарифные ставки и оклады должны обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому их сначала нужно довести хотя бы до дореформенного уровня (в смысле их покупательной способности).
Важным шагом восстановления покупательной способности тарифной оплаты является начавшийся в 2001 г. переход к регулированию доли тарифной части в составе зарплаты работников во внебюджетном секторе экономики.
-- В России с 1 декабря 2001 г. введены новые тарифные коэффициенты единой тарифной сетки (там их 18), у нас -- 27. Существующая ныне Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, по мнению читателей, нуждается в реформировании. Намечается ли ее изменение?
-- При помощи Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь производятся дифференциация и регулирование тарифной части зарплаты различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от их квалификации, сложности труда, обеспечивается межотраслевое единство тарифных условий оплаты труда работников бюджетной сферы.