$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РАЗБИРАЙТЕСЬ САМИ

12.10.2010

Коллегия Экономического суда СНГ удовлетворила ходатайство Беларуси рекомендовать российской и белорусской сторонам в рамках согласительных процедур рассмотреть вопрос об освобождении поставляемых в нашу страну российских нефтепродуктов от экспортных таможенных пошлин до разрешения спора между сторонами по существу. Данное решение коллегии суда огласил в пятницу его председатель Файзулло Абдуллоев.

Каждый месяц моратория обойдется бюджету РФ почти в 30 млн. USD. Впрочем, вряд ли он будет введен — рекомендация суда ни к чему россиян не обязывает. Об этом откровенно заявил замминистра юстиции РФ Василий Лихачев в Минске в пятницу. По его словам, удовлетворив ходатайство РБ об изучении властями двух стран возможности приостановки взимания пошлин на российские нефтепродукты, Экономический суд СНГ снимает с себя часть ответственности по разрешению данного спора. «Начался процесс некоего вывода спора из юрисдикции суда. Он в чем-то снимает с себя часть ответственности, перекладывая возможности решения этого дела на прямые переговоры Москвы и Минска», — цитирует замминистра агентство Прайм-ТАСС. «Во-вторых, такого рода решение будет если не прямо, то косвенно противоречить решениям этого же суда, которые принимались в апреле и сентябре», — добавил В.Лихачев. Он также отметил, что «нормативный массив и национального, и международного права показывает, что действия России по взиманию таможенных пошлин — это абсолютно объективная позиция. Она отражает интересы России как суверенного государства, как государства, живущего сегодня в условиях рыночной экономики». В то же время, по словам В.Лихачева, российская сторона «готова рассматривать спор по нефтепродуктам на принципах взаимности, на принципах взаимной выгоды и на принципах уважения белорусской стороны». «Это главная политическая доминанта рассмотрения», — добавил он.

Минск и Москва по-разному понимают межправительственное соглашение о свободной торговле от 13.11.1992 г. и протокол о введении режима свободной торговли между двумя странами от 6.01.1995 г. Соглашением установлено, что стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, «имеющие эквивалентное действие». Россияне полагают, что если пошлина на поставляемую в Беларусь нефть не взимается, то при экспорте с территории РБ выработанных из нее нефтепродуктов пошлина должна распределяться между двумя странами пропорционально (85% — в российский бюджет). В 1996 г. пошлины были отменены, после их возвращения в 1999 г. об их разделе «забыли», но в 2006 г. Россия потребовала возврата долга, что стало поводом для серьезного конфликта и остановки нефтепровода «Дружба» в январе 2007 г. Затем стороны договорились о поэтапном доведении доли РФ в экспортной пошлине на нефтепродукты до прописанных в соглашении 85% (70% — в 2007 г., 80% — в 2008-м, 85% — в 2009-м). При этом доля РФ взималась на границе в виде спецпошлины на экспорт нефти, а правительство РБ возвращало нашим нефтепереработчикам часть экспортной пошлины на нефтепродукты. Это серьезно сокращало доходы белорусского бюджета, но дальше дела пошли еще хуже: вместо пролонгации соглашения Россия по требованию Минэнерго РФ потребовала введения 100-процентной ставки экспортной пошлины на поставляемую в Беларусь нефть.

В начале января 2010 г. вице-премьерами РФ и РБ Игорем Сечиным и Владимиром Семашко было подписано новое соглашение, предусматривающее беспошлинную поставку в Беларусь 6,3 млн. т нефти для собственного потребления. Остальные 15 млн. т облагались 100-процентной экспортной пошлиной. Это привело к резкому падению рентабельности белорусских НПЗ. Даже если в октябре, как обещал В.Семашко, заводы удастся полностью загрузить за счет поставок из Венесуэлы, предыдущие потери возместить не удастся.

В то же время В.Лихачев обратил внимание, что РФ из-за невзимания таможенных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь, потеряла в 2007–2009 гг. около 1 млрд. USD. Судебный спор по пошлинам на нефтепродукты сложный, признал замминистра, и совершенно недостаточно заниматься анализом юридического плана, заниматься только толкованием действующих соглашений. Если решение не будет найдено до 2011 г. и соглашения о формировании ЕЭП не вступят в силу к этому времени, заявил В.Лихачев, то Россия продолжит взимать экспортные пошлины на нефтепродукты — если не будет принято какое-либо решение в рамках согласительных процедур. При этом замминистра подчеркнул, что российская сторона не ставит перед собой задачу «затянуть каким-либо сознательным образом этот спор, довести его до 2011 г., когда вступят в силу договоренности по ЕЭП». «Для нас очень важно, чтобы это решение было справедливым, легитимным, и суд приобрел через это дело такой опыт, который позволит ему быть на уровне высоких требований интеграционного сообщества, которое формируется на постсоветском пространстве в эти дни», — добавил В.Лихачев. При этом Россия, по словам замминистра, сознает наличие политического контекста, связанного с тем, что через этот спор, каков бы ни был его результат, РФ и Беларусь должны показать свою цивилизованность в общем экономическом, политическом и правовом пространстве, формируемом в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ. По его словам, за развитием событий внимательно следит ЕС, оценивая, в какой мере механизм суда и поведение сторон соответствуют международным судебным стандартам.

Впрочем, пока спор о нефтяных пошлинах благополучно «дотянулся» уже почти до конца 2010 г. и вполне может длиться весь следующий год. И Экономический суд СНГ, чьи решения носят лишь рекомендательный характер, по сути умыл руки, предложив спорщикам разбираться самим. Впереди — непростые переговоры о поставках на 2011 год. Таким образом, надежда на получение беспошлинной российской нефти становится для Беларуси одним из основных стимулов вхождения в ЕЭП. Если, конечно, венесуэльской не обойдемся.