Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РАВНЕНИЕ НА МАЛЫХ

Продолжаем разговор о путях развития отечественной экономики, начатый в статье "Административный ресурс не спасает" ("НЭГ" N 19)

Итак, какие же меры управления экономикой должны принести наибольшую пользу? Программа деятельности правительства, основанная на предвыборной платформе Президента А.Лукашенко, в качестве важнейшего направления на текущее пятилетие предусматривает "создание благоприятного экономического климата для развития предпринимательства во всех организационно-правовых формах". При этом намечалось приоритетное развитие малого предпринимательства как одного из главных факторов структурной перестройки и создания высокоэффективной экономики.

Стратегическая направленность подобной экономической политики основана на тенденциях развития не только западноевропейских государств, но и стран с переходной экономикой. Исследования Всемирного банка по 160 странам показывают, что хотя уровень и темпы экономического развития и зависят от объемов капитальных вложений, последние не всегда играют определяющую роль. Другим фактором, позволяющим задействовать движущие силы экономического роста, является деловая среда для развития малого бизнеса. Поэтому в таких странах, как Чехия, Словения, Польша, Эстония, развитие малого предпринимательства стало смыслом и содержанием экономических реформ.

На их начальном этапе малые предприятия выступали в качестве своеобразного "катализатора" инвестиций и государственного сектора. Арендуя у госпредприятий площади, приобретая у них изношенное, но еще жизнеспособное оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные материалы, в т.ч. отходы, малый бизнес способствовал более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Частные фирмы обычно становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко реагирующие на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью и высокой производительностью (по данным Всемирного банка, малый бизнес по производительности труда в 3--6 раз превосходит крупные госпредприятия), они осваивали те экономические ниши, которые были недоступны или невыгодны другим.

Кроме того, МП во многих случаях выступают носителями инноваций, новых видов продукции и технологий. Крупные компании, как показывает практика, не всегда готовы рисковать и идти на внедрение новшеств, а потому содействуют созданию небольших венчурных предприятий для апробации проектов. Так, корпорация "Сименс" в 1999г. учредила общество с ограниченной ответственностью специально для поиска новых идей и создания таких предприятий. За полтора года было обработано 750 бизнес-планов, часть их уже реализована. Таким образом, создание малых предприятий позволяет не только ускорить технический прогресс, но и осуществить диверсификацию капитала, направляя его в наиболее эффективные сектора экономики.

Малые предприятия обладают большей жизнеспособностью, финансовой устойчивостью. Например, в электронной промышленности США МП с численностью работающих до 100 человек составляют около 90% общего количества действующих фирм. В процессе специализации и кооперации, в т.ч. с крупными предприятиями, которые по сути выступают "сборочными цехами", повышается конкурентоспособность компаний и промышленности в целом. Интенсивность процессов реструктуризации крупных предприятий с выделением специализированных производств в самостоятельные субъекты хозяйствования, работающие не только на головную компанию, но и за пределы страны и даже регионов, нарастает. Эффективность работы МП во многом связана и с включением их в процесс глобализации. Так, например, по данным интернет-сайта компании "Форд", поставки комплектующих по кооперационным связям за 10 лет возросли в 5 раз.

Специальное исследование предприятий обрабатывающей промышленности стран Организации экономического сотрудничества и развития выявило, что в 1995г. 1% (30--40 тыс. с количеством занятых до 100 человек) малых и средних предприятий (МСП) были по-настоящему глобальными, т.е. их деятельность распространялась на несколько континентов. Еще около 1 млн. имели до 40% своего оборота от международной деятельности. От 25 до 35% мирового экспорта обрабатывающей промышленности осуществлялось МСП, до 10% прямых иностранных инвестиций шло на их развитие. При этом в малых экономиках роль небольших предприятий еще выше. Например, 60% тайваньского экспорта приходилось на МСП.

Таким образом, малые предприятия выступают не только в качестве привлекательного объекта привлечения инвестиций, но и важнейшим фактором повышения их эффективности. Не случайно в развитых странах основу экономики составляют малые и средние предприятия, доля которых в объеме ВВП составляет не менее половины (см. таблицу).

В Беларуси уровень развития малого предпринимательства существенно ниже, чем во многих странах СНГ. По данным Минстата, на конец июня 2002г. количество малых предприятий составляло 26880 с численностью работающих 363,9 тыс. человек. Численность индивидуальных предпринимателей составляет около 180 тыс. человек. Таким образом, количество малых предприятий на 1000 жителей составило 2,7, удельный вес работающих в общей численности занятых -- около 13%, а доля малых предприятий в объеме ВВП не превышает 7%.

Такая структура экономики не может не сказываться на ее эффективности, о чем говорилось выше. Как показал опрос 378 частных предприятий, проведенный Институтом приватизации и менеджмента в IV квартале 2002г. (см. "НЭГ" NN 1--2 за 2003г.), действующие в Беларуси нормативные акты и чрезмерное вмешательство государства в экономическую деятельность частных компаний являются основным и наиболее существенным фактором, препятствующим росту.
 
Уровень развития малых и средних предприятий в различных странах

=========================================================================
Страны     Количество   Количество МСП  Доля работающих в  Доля МСП
           МСП, тыс.шт. на 1000 жителей МСП в общей чис-   в ВВП страны, %
                                        ленности занятых, %
--------------------------------------------------------------------------
Великобритания      2630      46                 49        50-53
Германия            3920      37                 46        50-54
Италия              3920      68                 73        57-60
Франция             1980      35                 54        55-62
Страны ЕС           15770     45                 72        63-67
США                 19300     74,2               54        50-52
Япония              6450      49,6               78        52-55
============================================================

Примечание. В таблице приведены данные в соответствии с национальными стандартами каждой страны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений