Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
30.12.2011 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Расточительное энергосбережение

Комитетом госконтроля проведена проверка целевого и эффективного использования средств, направляемых на энергосбережение. Оказалось, что масштабные бюджетные вливания на эти цели расходуются весьма вольно. Хотя в 2009–2010 гг. и I полугодии 2011 г. ...

Комитетом госконтроля проведена проверка целевого и эффективного использования средств, направляемых на энергосбережение. Оказалось, что масштабные бюджетные вливания на эти цели расходуются весьма вольно.

Хотя в 2009–2010 гг. и I полугодии 2011 г. на финансирование энергосберегающих мероприятий направлено 10 трлн. Br из республиканского и местного бюджетов, инвестиционных фондов министерств и ведомств, за счет кредитов банков и собственных средств организаций, прогнозные параметры по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта не выполнены. Это, как показала проверка, отчасти обусловлено неэффективным использованием средств и неудовлетворительным выполнением энергосберегающих проектов.

Иногда невыполнение энергосберегающих мероприятий вызвано поверхностной проработкой финансовой и технической сторон проекта. Например, еще в 2008 г. на торфопредприятии «Вертелишки», входящем в ПРУП «Гроднооблгаз», должен был вступить в эксплуатацию котел на фрезерном торфе. Однако из-за грубейших нарушений в проектной документации (сделанной без технического задания на закупку оборудования) было приобретено котельное оборудование, не пригодное для работы на фрезерном торфе. С 2008 г. это оборудование бездействует, а израсходованные 2,9 млрд. Br бюджетных средств заморожены и экономического эффекта не дают.

Кроме того, установлено, что в ряде случаев направляемые на энергосбережение бюджетные средства истрачиваются на приобретение неработоспособного оборудования. Заявленные разработчиками энергосберегающих программ объемы экономии энергоресурсов не всегда достигаются на практике. Так, для того чтобы сэкономить более 4 тыс. т условного топлива, организациями ЖКХ Минской области было переведено на сжигание местных видов топлива 19 котлов. В результате получена экономия топливно-энергетических ресурсов только в размере 0,3% от запланированного объема.

Зачастую причины затягивания сроков осуществления энергосберегающих мероприятий связаны с просчетами при выборе их исполнителей. Так, в 2008 г. на РУП «Брестэнерго» были начаты работы по реконструкции энергоблока № 5 на Березовской ГРЭС с установкой газовых турбин. Объект должен был быть сдан в эксплуатацию в 2010 г., однако на момент проверки (октябрь 2011 г.) проект так и не был реализован. Сроки сорваны по вине российского партнера, систематически нарушавшего сроки поставки оборудования. При этом ему фактически под обещание завершить проект в кратчайшие сроки были перечислены авансы на сумму 18,3 млн. EUR (78% от стоимости контракта).

Широкое распространение получила практика переноса запланированных к внедрению мероприятий на более поздние сроки. Например, в рамках республиканской программы энергосбережения в Гродненской области в 2006–2010 гг. предусматривалась реализация 8 энергосберегающих проектов с затратами на их реализацию в размере более 137 млрд. Br, а фактически выполнено 5 общей стоимостью 76,8 млрд. Br (56% от плана). Сроки реализации 3 проектов перенесены на 2011–2014 гг.

К неэффективному использованию денег приводит несоблюдение нормативных сроков реализации энергосберегающих проектов. Например, установка котла на местных видах топлива в котельной д. Путришки Гродненского района при нормативной продолжительности строительства 4 месяца велась с августа 2008 г. по декабрь 2010 г. и обошлись областному бюджету в 1,2 млрд. Br.

Проверкой также выявлен ряд недостатков в работе областных управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, подчиненных Департаменту по энергоэффективности Госстандарта. По результатам проверок Комитет госконтроля предложил правительству дать оценку деятельности Департамента и принять меры, направленные на повышение результативности его работы, а также рекомендовал взять под жесткий контроль вопросы получения максимального экономического эффекта от направляемых на энергосбережение средств и достижения заявленных объемов экономии энергоресурсов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by