$

2.0352 руб.

2.3169 руб.

Р (100)

3.2365 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Глобализация

Расширение Европейского союза и возможные последствия для внешнеторговых интересов Беларуси

13.01.2004
С 1 мая 2004 года странами -- членами Евросоюза будут 25 государств с общей численностью населения более 450 млн. человек. Указанный экономический блок производит около 30% мирового ВВП и почти половину мировых инвестиций.

За последние годы белорусский экспорт в страны ЕС развивался более динамично, чем экспорт в страны -- кандидаты в Евросоюз. Для подтверждения сказанного напомним, что еще в 2000 и 2001гг. из пяти первых партнеров Беларуси по объему белорусского экспорта не было ни одной страны -- члена ЕС: 1. РФ, 2. Украина, 3. Латвия. 4. Литва. 5. Польша.

С 2002г. три страны -- члена ЕС вытеснили из первой пятерки Литву, Украину и Польшу. На их месте оказались Великобритания, ФРГ и Нидерланды. Примерно такая же тенденция наблюдалась в 2003г. Учитывая указанный немаловажный факт можно предположить, что расширение ЕС не несет какой-либо экономической угрозы внешней торговле нашей страны. Тем не менее можно уже сегодня прогнозировать некоторые связанные с этим отрицательные и положительные факторы.

Плюсы и минусы тарифного и нетарифного регулирования

В мае 2004г. страны-кандидаты перейдут на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим условия доступа большинства белорусских товаров на рынки Польши, Венгрии и Чехии станут благоприятнее, что обусловлено более низкими ставками таможенных пошлин ЕС.

С другой стороны, сегодняшние ставки импортных таможенных пошлин в странах Балтии ниже, чем в ЕС: в среднем на 9% -- в Латвии, на 5% -- в Эстонии и на 1,1% -- в Литве. Следовательно, ожидается ухудшение условий торговли, в осо-бенности с Латвией и Эстонией.

Положительным моментом присоединения новых членов явится предоставление режима торговых преференций этими странами для Беларуси, т.е. существующие преференции ЕС будут расширены в рамках расширения Евросоюза. Это будет касаться таких товаров, как нефтепродукты, тракторы, холодильники, отдельные виды пиломатериалов и мебели, металлопрокат, строительные материалы.

К отрицательным факторам, косвенно затрагивающим внешнеторговые интересы нашей страны, будет относиться предоставление таких же преференций нашим крупнейшим торговым партнерам -- России и Украине, что приведет к усилению конкуренции на рынках указанных стран и белорусским товарам без улучшения качества и уменьшения издержек их производства будет трудно закрепить свои позиции.

Известно, что до сих пор ЕС применяет антидемпинговые пошлины против поставок белорусского и российского хлористого калия. В настоящее время Польша импортирует примерно 400 тыс.т белорусских минеральных удобрений, однако с 1 мая 2004г. РП примет на себя обязательства ЕС по данному вопросу. Это означает, что Беларусь может потерять относительно большой рынок с минимальной транспортной составляющей. Здесь необходимо искать новые условия для реализации белорусских удобрений в новые страны -- члены ЕС через другие европейские страны, производящие комплексные удобрения, или добиваться совместно с Россией отмены антидемпинговых мер.

Положительным моментом также может явиться отмена каких-либо антидемпинговых мер или расследований по отношению к белорусскому товару со стороны таких стран, как Венгрия, Польша и Литва, так как в последнее время было несколько попыток ввести указанные меры.

В апреле 1993г. мне пришлось участвовать в переговорах по заключению соглашения с ЕС о торговле текстильными товарами. Принцип установления квот на поставки белорусского текстиля базировался на статистических данных, т.е. учитывал историю поставок. Есть основания предполагать, что объемы квот поставляемого белорусского текстиля для новых членов ЕС -- Польши, Литвы, Латвии, Словакии, Чехии и Эстонии -- с мая следующего года будут на уровне существующего объема поставок. Любые изменения конъюнктуры рынка, изменения спроса на белорусскую одежду могут оказаться не в нашу пользу. Мы будем связаны квотами на поставки текстиля в новую десятку стран -- членов Евросоюза.

Пороги сертификации и стандартизации

В настоящее время Госстандарт Республики Беларусь устанавливает деловые контакты с такими уполномоченными европейскими организациями, как немецкое общество электротехников, итальянский национальный институт испытаний и сертификации, и другими институтами из Швеции и Норвегии, имеющими право выдавать соответствующие требованиям ЕС сертификаты.

В рамках уже подписанных соглашений Госстандарт может проводить соответствующие испытания и выдавать заключения по выдаче знака СЕ, без которого невозможна поставка товаров в Евросоюз. Это в значительной степени упрощает и удешевляет получение указанного знака СЕ, который получен более чем для 200 белорусских товаров. Вместе с тем переход с национальных стандартов на стандарты ЕС требует использования высокоточного оборудования, привлечения инвестиций в области современных технологий.

Важнейшим моментом является взаимодействие изготовителей, экспортеров и потребителей продукции при поставках товаров в ЕС с обеспечением сертификации систем качества белорусских предприятий на соответствие стандарта ИСО 9000. Гармонизация технических регламентов и стандартов является важнейшим направлением совместной работы в рамках программы ТАСИС для Беларуси.

Минсельхозпрод Беларуси в вопросах ветеринарии, карантина и защиты растений при взаимной торговле со странами -- членами ЕС животными, растениями, продукцией растительного и животного происхождения руководствуется международными конвенциями и многосторонними соглашениями. Благодаря этому в настоящее время около 15% производимых в Беларуси мясных и молочных продуктов экспортируется в страны ЕС.

Беларусь является полноправным членом Соглашения об утверждении в Париже Международного эпизоотического бюро от 25.01.1924г. и Конвенции о создании Организации защиты растительного мира Европы и Средиземноморья от 18.04.1951г. Стандарты и рекомендации указанных организаций используются при подготовке двусторонних соглашений в области ветеринарии, карантина и защиты растений с большинством стран -- кандидатов в ЕС.

Таким образом, расширение ЕС не явится большой проблемой для Беларуси в вопросах сертификации и стандартизации. Вместе с тем необходимо осознать, что формирование всей базы стандартов ЕС находится в начале пути. В частности, в рамках сотрудничества с германским советом по аккредитации (DАК) аккредитован испытательный центр БелЛИС, проводятся работы по аккредитации испытательного центра БелГИМ. Полноценная работа указанных центров обеспечит испытание продукции для ее последующего экспорта в страны ЕС.

К настоящему времени Госстандартом Беларуси подписаны соответствующие соглашения и протоколы о сотрудничестве с Польшей, Латвией, Литвой, Словакией, проведены консультации с Венгрией, Эстонией, Чехией. Это свидетельствует о готовности стран -- кандидатов в Евросоюз сотрудничать с Беларусью в области торговли, в том числе и сельхозпродукцией.

Мы должны понимать, что готовность к такому сотрудничеству может диктоваться и следующими обстоятельствами, которые ожидают страны-кандидаты в недалекой перспективе. Распространение Общей сельскохозяйственной политики ЕС на новых кандидатов обострит конкуренцию при экспорте продукции животного и растительного происхождения как по цене, так и по качеству. Указанным товарам станет тесно на рынке ЕС, и здесь появится угроза увеличения экспорта сельхозтоваров из Польши, Литвы, Латвии, Венгрии, Чехии в нашу страну.

Трансграничное сотрудничество: пока больше минусов

Согласно требованиям Евросоюза страны-кандидаты должны привести свое законодательство в соответствие с положениями Шенгенского соглашения. Учитывая это, Литва и Латвия с 1 января 2003г. денонсировали действующие соглашения с Беларусью об упрощенном порядке пропуска приграничного населения через государственную границу. Польская сторона ввела визовый режим въезда для всех категорий белорусских граждан.

Ужесточение визового режима нашими соседями на Западе уже влечет за собой значительное (в несколько раз) снижение деловых, научных, культурных, родственных контактов между гражданами Беларуси, Литвы и Польши.

В связи с расширением ЕС ожидается возрастание нагрузки на правоохранительные, пограничные и таможенные службы Беларуси, которые будут обеспечивать безопасность восточных границ Евросоюза от нелегальных мигрантов и трансграничной преступности. Представляется, что руководство ЕС должно в ближайшее время выработать правильные предложения по сбалансированности развития инфраструктуры пограничных пунктов пропуска с белорусской стороны и привлечь необходимые финансовые средства.

Транзит белорусского экспорта

Транспортные пути к портам Балтики после расширения Евросоюза будут проходить через территорию ЕС, что может повлечь за собой изменение условий транзита, т.к. вопросы тарифной политики на железнодорожном транспорте находятся в компетенции правительств и компаний стран -- членов ЕС.

Следует подчеркнуть, что Беларусь экспортирует в третьи страны, используя транзит и перевалку в портах Балтики, значительные объемы таких товаров, как нефтепродукты, удобрения, строительные материалы. Учитывая, что территория Беларуси используется для транзита странами ЕС, а также заинтересованность стивидорных компаний в портах Литвы, Латвии и Эстонии в обработке как можно большего количества грузов, можно уже сегодня прогнозировать, что Беларусь сможет найти оптимальные пути транзита с учетом экономических интересов нашего государства.

Хотелось бы составить прогноз последствий расширения Евросоюза до государственной границы Беларуси с учетом изменяющейся геополитической ситуации, которая имела место в Европе, когда инвестиционный капитал постепенно передвигался с Запада на Восток по мере расширения ЕС. Безусловно, интерес к нашей стране будет возрастать, законодательная база должна быть готова к приему более существенного объема инвестиционного капитала.

При всех известных преимуществах нашей страны, включая квалифицированную относительно дешевую рабочую силу, геополитическое положение, Беларусь располагает еще весьма важным преимуществом. Благодаря действиям руководства нашей страны сохранена бизнес-этика и отсутствует криминал во внешнеэкономической сфере. Эти преимущества должны сыграть свою позитивную роль для Беларуси при расширении Евросоюза за счет существенного увеличения прямых иностранных инвестиций в экономику страны.

Автор публикации: Валерий САДОХО,посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Расширение Европейского союза


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы